|
|
Что делают ньюсмейкеры? Проект Николая Малинина
XII-MMIV - 14.11.2004
АРДЕПО
Реабилитационный центр для детей с тяжелыми нарушениями развития (Валдай)
Архитекторы: Павел Абрамов, Алексей Волков, Георгий Арзамасов
(Архитектурное бюро АРДЕПО)
Общая площадь основного здания
– 1670 кв. м.
Основной строительный материал
– дерево и бетон.
История проекта началась
с того, что ко мне пришла
проконсультироваться бывшая
одноклассница. У нее родился
ребенок с нарушениями развития.
В Москве таких детей достаточно
много, государство не предлагает
никакой действенной помощи.
Родители объединяются
и на деньги благотворительных
организаций организуют лечение
и адаптацию своих детей. Так,
в 10 километрах от города Валдай
Новгородской области с 2003 г.
начал проводить свои традиционные летние лагеря Центр
лечебной педагогики, общественная организация, работающая
в Москве с 1989 г. Именно в этом
месте решено было создать
постоянно действующий лагерь
для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Разработанный нами комплекс
состоит из двух зон проживания:
летней и круглогодичной. В зону
летнего проживания входят
палаточные лагеря, игровые
площадки, лодочная станция,
отдельно стоящий модуль с душевыми, санузлами и прачечной.
Основное здание рассчитано
на круглогодичное проживание
40 человек. Оно состоит из жилых
комнат, столовой, хозяйственного
блока, мастерских для занятий
детей и зала многофункционального назначения, который
является ядром композиции.
Для нас это была абсолютно новая
тема. Мы изучили кучу литературы, нашли зарубежные аналоги.
В Европе есть подобные центры,
целые поселения. Они делаются
подальше от цивилизации –
работа по реабилитации и социальной адаптации «особых детей»
требует и особых условий. Дети
с нарушениями развития
оказываются сверхчувствительны
к стимулам окружающей среды.
Перенасыщенная атмосфера
города воспринимается ими как
хаос, с которым они не могут
самостоятельно справиться.
Поэтому естественная, природная
среда оказывается наиболее
благотворной для таких детей
и позволяет максимально эффективно использовать развивающие
методики.
Терапевтический процесс – это
цепь последовательных действий,
и в этом смысле архитектура
комплекса абсолютно «технологична». Художественные образы
для нас второй по важности вопрос.
Основной принцип построения
пространства – отсутствие коридорных систем и прямолинейных
решений – осевых, «прострельных» через все здание. Психика
ребенка не в состоянии оценить
«бесконечное» пространство,
он теряет ориентиры, начинается стресс. Поэтому основное здание
организовано как сочетание
открытых (общественных)
и закрытых (личных) пространств.
Правильный баланс открытого
и закрытого помогает снять
проблему коммуницирования
детей с окружением, создать
систему неконфликтно изменяющихся пространств, подвластную
контролю нарушенной психики.
Это галерея, где одна стена
визуально отсутствует – через
сплошное остекление она открыта
в природу, а другая формируется
спальными модулями, рассчитанными на проживание 2-3 человек.
Модуль имеет автономный вход,
так как для больных детей наличие границ личного пространства
очень важно. Для них это пространство адекватно внутреннему
миру, в который они полностью
погружены. И вытащить их
из этого состояния сосредоточенности на знакомых тактильных,
слуховых ощущениях, визуальных
образах, наладить их связь
с внешним миром трудно, если
личное пространство оказывается
слишком комфортно. Поэтому
в модулях созданы не слишком
тепличные условия, побуждающие
детей к поиску «другого».
Это и в смысле проектирования
выход в «другое». Казалось бы, это
сугубо частный опыт, но неожиданно для себя мы обнаружили,
что существуют общие принципы
проектирования, применимые
в любой ситуации. Если архитектор правильно понимает
задачу, возникает «грамотное»
пространство, и не важно, для
кого оно сделано. Нет изначально
правильных пространств, не существует неких универсумов, но есть
принципы гармонизации архитектурной среды. Они важны вне
зависимости от того, для кого ты
проектируешь – для больного или
здорового человека. И есть
способы гармонизации – они
разные и зависят от задачи,
поставленной перед архитектором. Так, в данном случае нельзя
было использовать пандусы
и лестницы – перемещение происходит в «безбарьерной» среде
одного уровня. Можно сказать,
что архитектура комплекса –
своего рода «нулевая отметка».
Это пространство, максимально
приближенное к земле,
не разрезанное по вертикали,
сохраняющее максимально
естественное состояние. Это
пространство может бесконечно
усложняться и развиваться,
обретая в зависимости от задачи
самые разные формы и порождая
самые разные переживания.
Для нас же было важно сохранить
в архитектуре ощущения «натурального» порядка, на которых
строится реабилитационная
методика. Поэтому одним
из главных принципов мы избрали
невмешательство в чудесный
Валдайский ландшафт. Наше
здание спрятано в один из холмов:
в бетонную скорлупу помещены
легкие конструкции деревянных
спальных модулей.
вверх
|
|
|