приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Что делают ньюсмейкеры? Проект Николая Малинина

XII-MMIV - 14.11.2004

АРДЕПО

Реабилитационный центр для детей с тяжелыми нарушениями развития (Валдай) 
Архитекторы: Павел Абрамов, Алексей Волков, Георгий Арзамасов 
(Архитектурное бюро АРДЕПО)

Общая площадь основного здания – 1670 кв. м. 
Основной строительный материал – дерево и бетон.

История проекта началась с того, что ко мне пришла проконсультироваться бывшая одноклассница. У нее родился ребенок с нарушениями развития. В Москве таких детей достаточно много, государство не предлагает никакой действенной помощи. Родители объединяются и на деньги благотворительных организаций организуют лечение и адаптацию своих детей. Так, в 10 километрах от города Валдай Новгородской области с 2003 г. начал проводить свои традиционные летние лагеря Центр лечебной педагогики, общественная организация, работающая в Москве с 1989 г. Именно в этом месте решено было создать постоянно действующий лагерь для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Разработанный нами комплекс состоит из двух зон проживания: летней и круглогодичной. В зону летнего проживания входят палаточные лагеря, игровые площадки, лодочная станция, отдельно стоящий модуль с душевыми, санузлами и прачечной. Основное здание рассчитано на круглогодичное проживание 40 человек. Оно состоит из жилых комнат, столовой, хозяйственного блока, мастерских для занятий детей и зала многофункционального назначения, который является ядром композиции. Для нас это была абсолютно новая тема. Мы изучили кучу литературы, нашли зарубежные аналоги. В Европе есть подобные центры, целые поселения. Они делаются подальше от цивилизации – работа по реабилитации и социальной адаптации «особых детей» требует и особых условий. Дети с нарушениями развития оказываются сверхчувствительны к стимулам окружающей среды. Перенасыщенная атмосфера города воспринимается ими как хаос, с которым они не могут самостоятельно справиться. Поэтому естественная, природная среда оказывается наиболее благотворной для таких детей и позволяет максимально эффективно использовать развивающие методики.

Терапевтический процесс – это цепь последовательных действий, и в этом смысле архитектура комплекса абсолютно «технологична». Художественные образы для нас второй по важности вопрос. Основной принцип построения пространства – отсутствие коридорных систем и прямолинейных решений – осевых, «прострельных» через все здание. Психика ребенка не в состоянии оценить «бесконечное» пространство, он теряет ориентиры, начинается стресс. Поэтому основное здание организовано как сочетание открытых (общественных) и закрытых (личных) пространств. Правильный баланс открытого и закрытого помогает снять проблему коммуницирования детей с окружением, создать систему неконфликтно изменяющихся пространств, подвластную контролю нарушенной психики. Это галерея, где одна стена визуально отсутствует – через сплошное остекление она открыта в природу, а другая формируется спальными модулями, рассчитанными на проживание 2-3 человек. Модуль имеет автономный вход, так как для больных детей наличие границ личного пространства очень важно. Для них это пространство адекватно внутреннему миру, в который они полностью погружены. И вытащить их из этого состояния сосредоточенности на знакомых тактильных, слуховых ощущениях, визуальных образах, наладить их связь с внешним миром трудно, если личное пространство оказывается слишком комфортно. Поэтому в модулях созданы не слишком тепличные условия, побуждающие детей к поиску «другого». Это и в смысле проектирования выход в «другое». Казалось бы, это сугубо частный опыт, но неожиданно для себя мы обнаружили, что существуют общие принципы проектирования, применимые в любой ситуации. Если архитектор правильно понимает задачу, возникает «грамотное» пространство, и не важно, для кого оно сделано. Нет изначально правильных пространств, не существует неких универсумов, но есть принципы гармонизации архитектурной среды. Они важны вне зависимости от того, для кого ты проектируешь – для больного или здорового человека. И есть способы гармонизации – они разные и зависят от задачи, поставленной перед архитектором. Так, в данном случае нельзя было использовать пандусы и лестницы – перемещение происходит в «безбарьерной» среде одного уровня. Можно сказать, что архитектура комплекса – своего рода «нулевая отметка». Это пространство, максимально приближенное к земле, не разрезанное по вертикали, сохраняющее максимально естественное состояние. Это пространство может бесконечно усложняться и развиваться, обретая в зависимости от задачи самые разные формы и порождая самые разные переживания. Для нас же было важно сохранить в архитектуре ощущения «натурального» порядка, на которых строится реабилитационная методика. Поэтому одним из главных принципов мы избрали невмешательство в чудесный Валдайский ландшафт. Наше здание спрятано в один из холмов: в бетонную скорлупу помещены легкие конструкции деревянных спальных модулей.

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

14.11.2004 XII-MMIV
Архитектурное бюро АРДЕПО
Реабилитационный центр для детей с тяжелыми нарушениями развития (Валдай)

   

14.11.2004 XII-MMIV
Владимир Юдинцев
Административное здание в 1-ом Волконском переулке (Москва)

   

14.11.2004 XII-MMIV
Алексей Левчук, Александр Романчук, Андрей Ююкин
Торговый комплекс «Молодежная мода» (Житомир)

   
 

14.11.2004 XII-MMIV
Андрей Калина
Конкурсный проект на входную группу компании DESIGN PRODUCT. 1 Премия

   
 

14.11.2004 XII-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры 
Григорий Ревзин 
20 лет спустя

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна