|
|
Что делают ньюсмейкеры?
XXIII-MMVIII - 31.03.2008
ПАВЕЛ АНДРЕЕВ
Реставрация и приспособление объекта культурного наследия.
Москва, ул. Остоженка, вл. 19 стр.2, сквер по Остоженке, вл.15 и 3-й Зачатьевский пер., вл. 2-6
Архитекторы: Павел Андреев, С.Г. Павлов (ГАП), О.А. Слинченко, А.Е. Бабаян (мастерская Павла Андреева)
Проект Павла Андреева для
района Остоженки не похож на
все, что мы привыкли ожидать
в этих местах, возможно потому,
что один из заказчиков – Зачатьевский монастырь. В рамках
проекта будут реставрированы
палаты Киреевского, а в сквере
на месте взорванной в 1930-е гг.
церкви Воскресения Нового возникнет миниатюрный мемориальный
парк, основной частью которого
станут руины фундаментов храма.
Вероятно, их удастся раскопать
и законсервировать.
Район между Остоженкой и рекой, прозванный девелоперами
«золотой милей», сейчас один
из самых «перегретых» очагов
нового строительства в центре
Москвы. Элитное жилье продается за бешеные деньги, любители
современной архитектуры ходят
сюда на экскурсии, а поклонники
исчезающей московской старины
вздыхают об утраченном очаровании тихих улочек. Что правда, то
правда – выдающихся памятников архитектуры здесь почти нет,
большую часть церквей снесли
еще в 1930-е, но свой колорит у
района был, а сейчас он радикально
изменился, а точнее – находится
в процессе превращения в шикарный район центра города.
Проект мастерской Павла Андреева предназначен для треугольного
участка между Зачатьевскими переулками и Остоженкой, выходящего
на улицу острым «мысом» сквера.
И он очень не похож на то, что мы
привыкли сейчас считать застройкой этого района. Во-первых, здесь
не будет жилья, а будет монастырская гостиница (три звезды), офисы
и сквер. А во-вторых, архитекторам достался крайне «обременный»
участок – сложная задача, ответом на которую оказался любопытный
ансамбль, соединяющий в себе
очень разные вещи – прямо-таки
«куст» разных архитектурных работ
на тему исторического города.
Итак, с одной стороны улица Остоженка, с другой – Зачатьевский
монастырь. Монастырю принадлежит здание палат XVII века
в юго-западной части участка, известных тем, что в начале XIX века
здесь жил известный собиратель
русского фольклора Павел Киреевский. Палаты высокие, двухэтажные
на подклете, и они уже достаточно
давно находятся в ужасающем
состоянии. Собственно, реставрация
палат – это главный сюжет проекта.
Монастырь нашел инвестора, который финансирует эту реставрацию.
С превращением здания в монастырскую гостиницу, инвестор строит
по соседству несколько некрупных офисных домиков «в режиме
регенерации», что означает приблизительно следующее: когда-то на
этом месте что-то было (деревянный дом), сейчас место пустое,
и можно строить в рамках действующих здесь высотных ограничений,
восстанавливая, таким образом,
плотность застройки.
В режиме регенерации возникает
здание, которое на самом деле
одно, а снаружи (с улицы) кажется,
что их четыре. По линии Зачатьевских переулков будет выстроено
три домика – два маленьких одноэтажных, похожих на флигели
среднестатистической городской
усадьбы XVIII века – покрытые
штукатуркой, без колонн, с барочными «ушастыми» наличниками.
Эти «флигели» фланкируют садик
перед домом Киреевских (гостиницей), и смысл их фасадного решения
достаточно очевиден: похожим
образом могла выглядеть московская допожарная застройка, которую
мог застать знаменитый обитатель палат. Только функционально
«флигели» оказываются «техническими помещениями», внутри
они скрывают лифтовые шахты,
ведущие в подземный гараж. Который, как сейчас обычно бывает,
занимает все пятно застройки,
обходя на положенном расстоянии памятник XVII века. Третий
объем, выходящий к переулкам,
крупнее, его надземная часть
двухэтажная, а декор фасадов
тот же – желто-белый, штукатурный. Все вместе, что достаточно
очевидно, призвано изображать
средне-большую московскую
усадьбу второй половины XVIII в.
или ее имитацию середины XIX в.
Словом, можно спорить о том, надо
или не надо строить в центре города
такие «обманки» – это уже вопрос
политический, но надо признать,
что три дома прекрасно подходят
под понятие «регенерация» – почти
как эталон. Через сколько-нибудь лет можно будет пройти мимо и не
заметить, что дома новые – если,
конечно, детали удастся сделать
хорошо.
Четвертый объем этого здания-ансамбля решен контрастно. Он
целиком стеклянный, хай-тековский и буквально врезан в «тело»
штукатурной имитации-регенерации
под углом 90 градусов. Этот корпус
параллелен Остоженке, а Зачатьевским переулкам он показывает
свой стеклянный угол, возвышающийся над штукатурной стеной
псевдоусадьбы, и добавляет, таким
образом, интригу ансамблю. Он
откровенно противоречит историзму
остальных объемов, резко переходя от имитации к откровенности
модернистского стекла и железа. То, что корпус развернут под углом,
а не просто поставлен параллельно
позади «исторического» фасада,
претендует на толику внутреннего
сюжета – как будто современное
здание врезано в «старый» дом. На
самом же деле, если подумать, то
получается наоборот: штукатурностилизованный объем обступает
собой стеклянный параллелепипед, как будто бы тот был уже здесь
раньше, а потом наступила эпоха
историзма, и его обстроили. Совершенно очевидно, что комплекс
намеренно рассчитан на подобную
рефлексию, а ее неоднозначность
в ряду меняющихся за последние 20
лет московских приоритетов оказывается вполне уместной.
Следующая часть замысла архитекторов кажется особенно
интересной – это проект благоустройства примыкающего
к монастырскому участку городского сквера на углу между
Остоженкой и Зачатьевскими
переулками. Здесь стояла церковь
Воскресения Нового, небольшой
пятиглавый храм конца XVII в.
с ампирной колокольней и трапезной, которая выступала прямо на
трассу Остоженки примерно так,
как сейчас заполняет тротуар на
Сретенке церковь того же времени.
Церковь взорвали в 1930-е годы,
в начале 2000-х шли разговоры
о восстановлении (в ряду многих
разрушенных церквей), но до этого
дело не дошло, и теперь уже сложно
сказать, хорошо это или плохо. В данном случае восстановлению
и вообще строительству в рамках
небольшого сквера законодательно препятствует то, что он имеет
официальный статус природного
комплекса. Сквер принадлежит
городу, однако монастырские
власти высказали пожелание установить в сквере памятный знак
в честь разрушенного храма.
Архитекторы – Павел Андреев и ГАП
Сергей Павлов – нашли, как мне
кажется, красивое решение этой
задачи: они предложили открыть и музеефицировать фундаменты
церкви, предварительно проведя
в них раскопки. Большая часть стен
храма приходится на территорию
сквера – их контуры будут обозначены каменной кладкой, в идеале
скрывающей под собой реальные
остатки фундамента. Похожим образом в Пскове экспонируются остатки
церквей, разобранных по указу
Петра I для устройства на их месте
земляных укреплений, – храмы
Довмонтова города: их фундаменты прикрыты современной реставрационной кладкой
и в таком виде доступны для осмотра.
В Москве пока подобные приемы не
использовались.
На месте церковной колокольни,
там, где был вход в храм, теперь
планируется сделать главный вход
в сквер, поставив над остатками
фундаментов стеклянную арку
примерно на месте стен колокольни.
Стекла должны служить выставочной витриной – за ними будут
выставляться материалы по истории разрушенного храма, соседнего
монастыря, Остоженки вообще.
Посередине бывшей трапезной
будет устроена имитирующая
покрытие храмового пола прямая
дорожка, ведущая к месту самой
церкви, «пол» которой будет опущен
на несколько ступенек. Над всем
этим будет стоять «памятник церкви»
в виде небольшой стелы-часовенки.
Весь сквер обнесут оградой, похожей на ту, которая была у церкви,
а внутри – помимо руины – проложат
изогнутые дорожки, ведущие к двум
другим входам в сквер. Получается
парк имени храма, пусть небольшой,
но отличающийся высокой степенью деликатности по отношению
к разрушенному наследию. Деятели
1930-х годов наделали много
таких скверов, и если бы удалось
применить эту методику (раскопки
с последующей, условно говоря,
«парковой» музеефикацией) хотя бы
к части таких скверов, это принесло
бы российской культуре немало
пользы.
Юлия Тарабарина
вверх
|
|
|