|
|
Что делают ньюсмейкеры?
XXI-MMVII - 01.06.2007
НИКОЛАЙ ЛЫЗЛОВ

Торгово-офисный центр с гостиницей и культурно-развлекательными функциями
«Подсолнухи». Москва, Открытое шоссе, вл.9
Архитекторы: Н. В. Лызлов, А. Ю. Крохин (Архитектурная мастерская «АМЛ»)

Место рядом со станцией метро «Улица Подбельского», для которого
предназначен проект, по плану развития города должно стать транспортным узлом,
соединяющим Москву и Подмосковье. Приезжая в город, люди смогут оставлять
машины здесь на «перехватывающей» стоянке и ехать дальше на метро, чтобы
избежать пробок. Кроме конечной станции метро рядом проходит окружная железная
дорога, которую планируют сделать внутригородским транспортом – тогда здесь
возникнет новая платформа. Параллельно железной дороге по линии проезда
Подбельского построят Четвертое транспортное кольцо – на перекрестке будет
многоуровневая развязка. Комплекс займет просторный участок между выходом из
метро и железной дорогой и шоссе. Со стороны будущего Четвертого кольца (чтобы
было удобно подъезжать) строятся офисы и гостиница при них – «высотная» часть
проекта. 40-этажная башня, уместная в масштабах современной автомобильной
трассы, «фиксирует» угол перекрестка и становится новой доминантой района.
Пластина гостиницы отгораживает остальной комплекс от трассы кольца, может
быть, немного защищая от шума. Вторая часть комплекса, в противоположность
небоскребу, распластана по большей части территории, вытягиваясь в сторону
метро, как если бы «башня» и «пластина» отбросили вечером длинные тени,
материализовавшиеся в виде 2-3 этажей. Или в виде «горизонтального небоскреба»
– его очень напоминает вытянутый левый корпус.
Архитектура подчеркнуто лаконична: это правильные призмы разных пропорций
и размеров. Никаких скосов, изгибов, поворотов или наклонов. Фасады целиком
остеклены, для «каменной» поверхности оставлены плоскости кровель, как будто
бы с целью выявить принципиально разную природу блестящей холодноватой «вертикали»
и плотной надежной «горизонтали». Окна исчезают как понятие, стена тоже, нет и
крыши в привычном смысле, а есть отвлеченные элементы или понятия. Такая
последовательность добавляет к прагматической части проекта некоторую
отвлеченность и идеализм, «дыхание абсолюта», а все вместе со стороны кажется
результатом каких-то геологических экспериментов. Комплекс решительно
многофункционален – помимо офисов и гостиницы «высокой» части, «широкая»
вмещает магазины, кинозалы мультиплекс, фитнес-клуб, рестораны двух категорий
(фастфуд и подороже) и даже сельскохозяйственный рынок в еще одном протяженном
корпусе. Под всей территорией – закрытые полностью или частично парковки,
предназначенные как для посетителей магазинов, жильцов гостиницы и работников
офисов, так и для ежедневного «перехватывания» машин, едущих из Подмосковья.
Для того чтобы развести по разным уровням потоки пешеходов и машин,
архитекторы, так же как и в другом проекте мастерской Лызлова, ТК «Перовском»,
использовали перепад рельефа и прикрыли весь участок цокольным этажом,
приподняв сквер над улицей. Машины заезжают по пандусу под небоскребом в
нижние ярусы, люди входят в верхние, по большей части со стороны метро; все
ярусы связаны лифтами, а чтобы быстрее передвигаться внутри, задуманы
движущиеся дорожки. Многофункциональный «гигант» включает в себя пешеходную
дорогу, по которой люди ходят от метро к переходу через железную дорогу, т.е.
к тому месту, где запланирована новая платформа. Сейчас эта «народная тропа»
пересекает по диагонали участок, занятый отчасти промзоной, отчасти торговлей.
Архитекторы сохраняют эту «народную тропу», привязывая к ней новый комплекс,
точнее, «обвязывая» его объемы вокруг. Такой прием – сначала посмотреть, где
ходят люди, а потом проложить там дорожки (или обстроить «муравьиные тропы»
многофункциональным комплексом) – известен в архитектуре XX века, однако в
нашей архитектуре, увы, он пока не очень популярен. Можно даже сказать, что
существует да вида градостроительства – одно навязывает математически
просчитанные принципы людям, а люди тем временем сопротивляются или терпят, а
другое изучает, что людям нужно, и создает для них комфортную атмосферу.
Нетрудно заметить, что второе и правильнее и выгоднее, и кажется, что в данном
случае мы имеем дело именно с таким, человечным, вариантом градостроительного
решения.
Юлия Тарабарина




вверх
|
 |
|