|
|
Что делают ньюсмейкеры?
XXII-MMVII - 11.12.2007
СЕРГЕЙ СКУРАТОВ

Концепция развития и реструктуризации территории завода «Красный пролетарий»
Малая Калужская ул., 15
Архитекторы: C. А. Скуратов, Н. Демидов, А. Макеева, Е. Фонская, Е. Гуськова,
А. Сажинова, И. Ильин, П. Шалимов, при участии: М. Карасик, Д. Александров, Н.
Асадов, О. Яцюк, Е. Яцюк, М. Кирьянова

Конкурсная концепция
застройки квартала на месте
завода «Красный пролетарий»
сверху напоминает схему военных
действий между «модернизмом»
и «историзмом» – показательно, что
300 с небольшим лет назад на этом
месте стояло войско Бориса Годунова, воевавшее с Казы-Гиреем.
Если же посмотреть с более прагматических позиций – концепция
нова для Москвы тем, что буквально
разводит частное и общественное пространство, размещая их на
разной высоте и формируя принципиально иной, более комфортный
тип городской среды
Район строительства отличается
внутренней двойственностью:
здесь находится один из ярких
московских памятников – Донской монастырь, с его идеальным
квадратом кирпичных стен и двумя
соборами. Вторая особенность
окрестностей – памятники конструктивизма: длинная тонкая пластина
студенческого дома-коммуны
И. Николаева и ромбически расставленные дома экспериментального
квартала Н. Травина на Шаболовке.
Средневековье и «классический»
авангард – это два полюса, а в остальном – зеленый район, где есть
кирпичные заводские здания XIX в.,
сероватые сталинские и беловатые брежневские жилые дома.
И большое неправильное пятно станкостроительного завода «Красный
пролетарий», обнимающего квадрат
монастырских стен с северо-запада,
подходя к ним почти вплотную.
Полгода назад контроль над
заводом перешел к известной девелоперской компании «Ведис-групп»,
и весной она провела заказной
архитектурный конкурс на концепцию застройки его территории
кварталом жилых домов. В конкурсе
участвовали семь иностранных
архитекторов и только один российский – Сергей Скуратов, чей проект
получил второе место: заказчикам понравилась концепция, но
испугала слишком жесткая и непривычная, «модернистская» подача
картинок.
Концепция, таким образом, пока
остается в проекте. Она иллюстрирует сравнительно новую
тенденцию: знаковым архитекторам теперь заказывают не
отдельные дома в рамках остоженской «золотой мили», а целые
кварталы внутри исторического
города. И, следовательно, в планировку городских кварталов приходят
новые принципы.
Во-первых, зеленые внутренние
дворы предложено приподнять
над дорогами и тротуарами на 4,5
метра – на этой высоте будут скверы
с травой и даже большими деревьями. Ниже магазины, офисы
и въезды в гараж. Таким образом, пространство функционально
поделено не только по горизонтали, но и по вертикали. На уровне
квартала такой прием в Москве
появляется впервые. В привычном, обывательском представлении
градостроительство – это нечто
плоское, спроецированное на карту,
а здесь очевиден объемный подход
и попытка радикально перестроить отведенную часть городского
пространства, придав ему новое
качество.
Особенность получившегося
квартала – отсутствие забора
и «проницаемость» – возможность
пересечь его вдоль и поперек, за
которую последние годы борются
согласующие инстанции и о которой мечтают, вспоминая о прошлом,
москвичи. Можно сказать, что
в концепции Сергея Скуратова
предложен вариант создания
«открытого» города через вертикальное разделение общественного
и частного пространства.
Глядя на макет, можно подумать, что перед нами небольшой
город, дороги в котором промыты
водными потоками. Как будто бы
были дома и дворы, но все время
шел дождь, расширяя и углубляя
проходы между ними. Тему поддерживает слоистая ступенчатость
дорожных поверхностей, напоминающих русло горного ручья;
предполагалось, что легкая террасность будет сохранена по крайней
мере на тротуарах. Кроме того,
многие дома почти наполовину
нависают над улицами, включаясь в образ прошедшего по улице
потока и заодно освобождая место
во дворах.
Мотив приподнятого города
зеркально отражает другой,
любимый Сергеем Скуратовым
и использованный им в Тессинском
переулке – имитации «культурного
слоя», когда вокруг дома создается углубление, как будто бы он
зарос землей и его потом откопали
реставраторы. В данном случае
ход обратный, но подобный – архитектор тоже экспериментирует
с «посадкой» дома, но только не
углубляет его, а приподнимает, конструируя несколько иную историю,
чем в случае с «раскопом».
Вторая и наиболее заметная
особенность концепции целиком
порождена характером городского окружения – ее можно понять
как художественную реакцию
на свойства «гения места», главная особенность которого, как
уже говорилось – двойственность,
сочетание жемчужин древнерусской и авангардной архитектуры.
Эта двойственность может быть
прослежена и на более простом
уровне – через соседство кирпичных заводских зданий XIX века
и вкраплений типовой панельной
застройки советского времени. С северной стороны больше кирпичных
домов, с южной больше панельных. Поэтому дома в задуманном
квартале Сергей Скуратов поделил
на два цвета и типа – одни кирпичные и со скошенными вальмовыми
кровлями, переосмысляющие
образ московского контекста
в ключе, сходном со скуратовскими
домами в Тессинском переулке.
Другие – белые и с плоскими
«модернистскими» кровлями, не
панельные, конечно, а покрытые
светлым известняком.
«Эта концепция родилась из анализа
существующих градостроительных направлений», – рассказывает
Сергей Скуратов. Если мысленно
продолжить улицы и внутренние
проезды соседних кварталов, то
получится, что на участке пересекаются два направления: линии
2-го и 3-го Донских проездов «смотрят» на юго-юго-запад, а Малая
Калужская улица – просто на юго-запад, между ними образуется угол
около 150 градусов. Архитекторы
продлили линии на территории предполагаемой застройки и нарисовали
им несколько параллелей, которые
пересеклись и образовали слабый
изгиб внутренних проездов нового
квартала. Светлые дома с плоскими
крышами расставили параллельно
первому направлению, а красные
со скатными завершениями –
вдоль второго. С одной стороны
получилось больше белых домов,
с другой – красных, а в центральной
части они смешались, не сломав,
однако, строя. Поэтому композиция
квартала очень похожа на схему
расстановки военных сил во время
боя (не из-за того ли, что в 1591 году
здесь Борис Годунов воевал в ханом
Казы-Гиреем, а потом на этом месте
построили Донской монастырь?).
Вторая аналогия, приходящая
в голову – абстрактные картины
Эль Лисицкого и Малевича, которые тоже состоят из разноцветных
параллелограммов, выстроенных
под легким углом друг к другу.
Образовавшаяся концепция – художественное высказывание на тему
специфики района. Для современной Москвы это градостроительный
эксперимент – отсюда напрашивается сравнение с соседним
кварталом на Шаболовке. Там –
новаторское высказывание, дома
развернули на 45 градусов к улице.
Здесь вместо самоценной новации – последовательное изложение
результатов анализа городского
пространства, все углы и линии
продиктованы обстановкой. Однако
смелости в современной концепции
Сергея Скуратова не меньше – вероятно, это и не дало ей победить
в конкурсе. Проект изучает окружение
(цвет, свет, направления) и выдает результат – но не пассивно
приспосабливается, а живо вторгается в район, «впитывает»
и истолковывает его проблематику.
Парадоксальным образом одним
из следствий жестких логических
построений становится живописность пространства, которое могло
бы в итоге возникнуть внутри квартала – улицы, в основном из-за
чередования разнонаправленных
фасадов, кажутся слегка зигзагообразными, а здания почти на
треть своей ширины нависают над
тротуаром, вызывая отдаленные
аллюзии с западноевропейским
Средневековьем.
Юлия Тарабарина



вверх
|
 |
|