приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Что делают ньюсмейкеры?

XXIV-MMVIII - 31.01.2009

СЕРГЕЙ ЧОБАН

Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями. Москва, ул. Можайский Вал, вл. 8.
Архитекторы: С. Чобан, С. Кузнецов. Мастерская: SPeeCH. Авторский коллектив: С. Чобан, С. Кузнецов, П. Шабуров, Н. Гордюшин, А. Болдырев, А. Козырева

Проект бизнес-центра Forum-plaza – это решение, балансирующее на грани между консервативным и остросовременным подходами к архитектуре. Впрочем, оно достаточно спокойное, отточенное и взвешенное, чтобы стать одним из примеров гармоничного сочетания того и другого. Место, для которого спроектирован бизнес-центр, находится недалеко от Киевского вокзала, на границе между группой разнообразных, в том числе современных, зданий – и равномерно-солидной застройкой сталинских кварталов с апофеозом в виде Дорогомиловской улицы. Подобная стилистическая двойственность вообще характерна для Кутузовки – престижного района сталинских времен, который в последние годы активно прорастает элитными офисными зданиями во главе с Сити. Тема, которую можно было бы, упрощая, назвать «старое и новое», красиво преломилась в архитектуре спроектированного SPeeCh бизнес-центра Forum-plaza.

Посреди трапециевидного участка уже имеется недавно построенное 8-этажное офисное здание. Корпуса Forum-plaza займут всю оставшуюся территорию, обступая существующий дом с трех сторон буквой «П» неправильных очертаний. Столь тесное соседство послужило катализатором пластического решения: архитекторы восприняли существующий дом как инородное тело и отреагировали на его появление, превратив свой комплекс в «разомкнутую головоломку».

Объемы каждого из четырех корпусов имеют крупные консоли и вырезы, напоминающие пазы гигантской конструкции, потому что там, где у одного корпуса выступ, у другого, стоящего напротив – уступ. Это усложняет силуэты и создает иллюзию движения – как будто перед нами большой и непонятный механизм, который начал каким-то образом действовать и замер на полпути. Или не замер, а продолжает очень медленно и незаметно для глаза трансформироваться и через год-два изменит свои очертания. По-видимому, это подспудное движение – реакция на «инородное тело» стоящего на участке здания: новый комплекс в почти буквальном смысле «смыкается» вокруг него – или, наоборот, размыкается, пропуская «соседа». Движение, заложенное в архитектурном сюжете «головоломки», сдерживается строгим решением фасадов, расчерченных одинаковыми простенками на ровные клетки квадратных окон. Здание кажется вырезанным из какой-то особенной материи, своего рода кристаллической губки с очень жесткой геометрической структурой. Разумеется, это не так – внутри будут обычные, даже очень комфортные офисные помещения, но снаружи, если пристально разглядывать здание, оно может предстать горой исполинской пемзы с квадратно-геометрической структурой.

Равномерная сетка простенков будет облицована камнем. Это редкий для современной Москвы пример столь масштабного использования натурального известняка, – говорит архитектор Сергей Кузнецов; им будет покрыт не только цоколь, а все фасады снизу доверху. При этом архитекторы собираются использовать не уже хорошо известный юрский известняк, а какую-нибудь новую для Москвы разновидность камня. Следующий аккорд – декоративный: каменные поверхности простенков покроются мелкой геометризованной резьбой. Орнамент будет варьироваться, намечая тонкие различия между корпусами. Его рисунок выстроен по общей схеме, но заполнение – разное: начиная от уступчатых филенок, напоминающих об ар деко, и заканчивая мелким поребриком, ромбами, треугольниками. Подход к проектированию декора у архитекторов SPeeCH сугубо тщательный – все рисунки не просто просчитаны на компьютере и показаны заказчику на макете обычного размера, но авторы намерены вскоре соорудить еще один макет, в масштабе один к трем (т.е. всего лишь в три раза меньше настоящей постройки), с натуральным камнем и настоящим стеклом – чтобы окончательно проверить, как все будет выглядеть. Почти сверхъестественная добросовестность.

Строгий суховатый рисунок, покрывающий все каменные поверхности комплекса, приводит к достижению нескольких целей. Во-первых, столь мелкая детализация создает эффект высокого качества отделки здания и в сочетании с натуральным камнем работает на респектабельность бизнес-центра. Во-вторых, по словам архитектора Сергея Кузнецова, орнамент добавляет теплоты и становится своеобразной интерпретацией национальной темы – для российского менталитета характерна тяга к декоративности. И, наконец, третье, собственно архитектурное следствие: здания утрачивают намек на традиционную архитектурную тектонику несения тяжести. Иными словами, здесь нет верха и низа – не то чтобы они совсем отсутствуют, в обыденном понимании они есть, а в архитектурном – почти что нет.

И вот здесь возникает коллизия, созвучная намеченной нами вначале теме genius loci района, прилегающего к Кутузовскому проспекту и Киевскому вокзалу. Традиционная солидность каменного здания и отточенное до деталей качество продукции современного модернизма переплетаются здесь в причудливой пропорции, но приводя к достаточно убедительному результату. Камень по определению тяжел и внушителен как в глазах заказчика, так и для случайного прохожего. Ему, однако, традиционно полагается быть весомым и массивным. Современный камень не такой – он состоит не из квадров, а из тоненьких пластин, которые и плитами-то назвать не всегда получается. Архитекторы дополнительно развеществляют его, покрывая орнаментальной резьбой, и возникает максимально «облегченный» образ камня, сведенный до понятия, которое сродни платоновской идее, – камень обозначает свое присутствие и блещет фактурой, но почти совершенно утрачивает вещественность и материальность. Результат предсказуем: милый для заказчика традиционный материал приобретает качества, свойственные современной архитектуре, прежде всего – атектоничную легкость.

В противовес традиционно-современному облику корпусов невысокий объем входного комплекса решен сверхсовременно: его стены предполагается сделать по технологии foiltec – из больших полупрозрачных пластиковых подушек, которые и в зарубежной архитектуре считаются сравнительно новым изобретением (один из ярких примеров их использования – Государственный плавательный центр, строящийся в Пекине для Олимпийских игр 2008 года). Обтекаемые формы прозрачных подушек рядом со строгими линиями каменной резьбы выглядят контрастно и в значительной мере усиливают модернистскую и технологичную составляющую проекта в противовес «консервативно-каменной». На самом деле противоречия, по-видимому, нет – вернее, оно существует только в нашем сознании, стремящемся разграничить «старое-новое», контекстуальное и остро-модернистское. В реальности эти два понятия прекрасно уживаются вместе, как показывает проект Forum-plaza от SPeeCH.
Юлия Тарабарина

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Андрей Асадов, Александр Асадов
Офисно-жилой комплекс с подземным гаражом-стоянкой
Москва, Нахимовский пр., 69А

   

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Сергей Кисилев
Административно-торговый комплекс «Миракс-Плаза»
Москва, Кутузовский проспект

   

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Николай Лызлов
Архитектурная концепция гостинично-жилого рекреационного комплекса в Будванской Ривьере
Черногория, Будва

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Панаком
Жилой комплекс с нежилыми помещениями и подземной стоянкой
Россия, Московская область, Поздняково

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Сергей Скуратов
Архитектурно-планировочная концепция жилищно-офисного комплекса
Киев, пер. Ясиноватский, 11

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Сергей Скуратов
Многофункциональный комплекс «АРСЕНАЛ ПАЛАС»
Киев, ул. Январского восстания, 34

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Сергей Чобан
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями
Москва, ул. Можайский Вал, вл.8

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Марсианские купола на берегу Сетуни
Комплекс «Сетунь-Хиллс»

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Пестрая лента на Шосейной улице
Новости архитектурного совета

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Модернистское здание ЦДХ/ГТГ
или «Апельсин » мастерской Фостера?
Блиц-интервью

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна