приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Что делают ньюсмейкеры?

XXIV-MMVIII - 31.01.2009

НИКОЛАЙ ЛЫЗЛОВ

Архитектурная концепция гостинично-жилого рекреационного комплекса в Будванской Ривьере. Черногория, Будва
Архитекторы (Архитектурная мастерская Лызлова («АМЛ»)): Николай Лызлов – руководитель авторского коллектива, О. Аврамец, Н. Воскресенская, М. Гареев, А. Янкова, Е. Буданова

Конкурсный проект квартала для города Будва в первом варианте заставляет вспомнить о фантазиях архитекторов русского авангарда 1920-х – трибунах, мавзолеях. Второй вариант моднее и фантастичнее, но оба варианта объединяет одна общая черта – они пронизаны решеткой каркаса, что делает здания прозрачными, проницаемыми и немного театральными. Будва, небольшой городок на берегу Адриатического моря – это один из самых известных курортов Черногории. Как многие приморские города, он расположен в широкой дугообразной бухте между двумя острыми выдающимися в море мысами, похожими на полуострова. Один из них, западный, целиком занят историческим центром города – крепостью XV века. В крепости узкие улочки, каменные дома, черепичные крыши, а также собор VII века с колокольней XIX-го. Второй мыс-полуостров, замыкающий город с восточной стороны, почти во всем противоположен первому – он горист, покрыт лесом и почти совершенно дик. На скалистых пляжах встречаются папуасские зонтики из засохших листьев, холодные ручейки родников и даже пещеры. Надо всем этим запланировано построить новую и современную часть города: квартал таунхаусов, дом-башню с муниципальными квартирами, гостиницу и казино. Заказчик строительства, российская компания «Slav-Inn», провела для этого закрытый архитектурный конкурс, одно из условий которого – чтобы новая жилая башня, «переспорив» колокольню крепости, стала новым символом города. Участвуя в этом конкурсе, Николай Лызлов предложил два варианта архитектурного решения квартала. Их планировочные структуры схожи: застраивается западная половина мыса-полуострова, в ее северной части располагаются домики-таунхаусы, в южной гостиница и казино, в центре между ними вырастает 30-этажная башня – для Будвы настолько высокая, что хочется ее использовать как маяк (кстати, это не исключено). Под башней был запланирован туннель с выходом к морю, а на ее крыше – вертолетная площадка. Разница между вариантами – формально-стилистическая: по собственному выражению архитектора, один из них «жесткий ортогональный», а другой «гибкий и мягкий».

Первый вариант заставляет вспомнить о «динамических кубистических композициях», деревянных выставочных павильонах и других экспериментах русского авангарда 1920-х гг. вплоть до проекта башни III Интернационала. 30-этажная башня на прямых железных ногах делает шаг к морю – почти как мухинские «Рабочий и колхозница». Две консоли – одна длинная и плоская внизу и другая, вырастающая как продолжение шагающей «ноги» в верхней части дома – наводят на мысли о прыжках в воду, которые так любили советские 1920-е. Хотя в данном случае консоли, разумеется, служат видовыми площадками. Направления двух главных опор – «шагающих ног» – находят отклик в тонких линиях решетки, со всех сторон окружающей гигантскую конструкцию наподобие строительных лесов, зримо проявляя структуру замысла. Эта башня лучше всего смотрится в макете из дерева – каркас пересекающихся тонких опор проявляет логику внутреннего движения и заставляет любоваться трехмерной и прозрачной геометрической структурой.

Таунхаусы в этом варианте частично вкопаны в землю и квадратно лепятся вокруг самой высокой северной горки, создавая подобие ступенчатой башни – вавилонского зиккурата. Для советского человека зиккурат – это прежде всего мавзолей; кстати сказать, в этой форме не только построили мавзолей Ленина, но и проектировали усыпальницу Свердлова. Поэтому ступенчатые домики больше всего – особенно на деревянном макете – напоминают мавзолей, а башня – высокую трибуну при нем. Хотя масштаб, разумеется, значительно крупнее. Но надо признать, что созданный образ откровенно необычен и нов в ряду современного «башенного» строительства – при том, что его историческая «привязка» более чем очевидна.

Во втором варианте «пещер» нет, а домики, напротив, высоко приподняты над землей и надеты на пронизывающие их насквозь игольчатые опоры. Здесь каркас уже не похож на деревянные конструкции 1920-х и больше напоминает огромный железобетонный тростник. Он плотным снопом рассажен вокруг ядра башни и несет на себе разомкнутые стеклянные полукольца с квартирами. Здесь ощущается иное движение, подобное фантастическому механизму – как будто бы приземлившийся космический цилиндр начал плавно раскладываться, обнажая внутренние конструкции.

И все же в двух столь разных вариантах прочитывается общая подоснова – «решетка», линии которой или расходятся, или пересекаются, образуя ромбические переплетения. Линии этой сетки не ограничиваются традиционно отведенной им ролью несущих опор и не заканчиваются у основания поддерживаемых объемов. Напротив, они либо окружают здания наподобие строительных лесов, либо пронизывают их насквозь, прорастая сквозь крыши и представляя на обозрение некоторую полупрозрачную праконструкцию, подобную театральным механизмам в постановках Мейерхольда. В этих проектах прочитывается множество раздумий и аналогий, они кажутся даже перенасыщенными экспериментальностью. А вот гламурного в них немного. Что, возможно, и не позволило выиграть конкурс. Зато позволило создать экспериментальные проекты, созвучные работам мастеров авангарда.
Юлия Тарабарина

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Андрей Асадов, Александр Асадов
Офисно-жилой комплекс с подземным гаражом-стоянкой
Москва, Нахимовский пр., 69А

   

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Сергей Кисилев
Административно-торговый комплекс «Миракс-Плаза»
Москва, Кутузовский проспект

   

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Николай Лызлов
Архитектурная концепция гостинично-жилого рекреационного комплекса в Будванской Ривьере
Черногория, Будва

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Панаком
Жилой комплекс с нежилыми помещениями и подземной стоянкой
Россия, Московская область, Поздняково

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Сергей Скуратов
Архитектурно-планировочная концепция жилищно-офисного комплекса
Киев, пер. Ясиноватский, 11

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Сергей Скуратов
Многофункциональный комплекс «АРСЕНАЛ ПАЛАС»
Киев, ул. Январского восстания, 34

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Сергей Чобан
Офисно-административный комплекс с торговыми помещениями
Москва, ул. Можайский Вал, вл.8

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Марсианские купола на берегу Сетуни
Комплекс «Сетунь-Хиллс»

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Пестрая лента на Шосейной улице
Новости архитектурного совета

   
 

31.01.2009 XXIV-MMVIII
Модернистское здание ЦДХ/ГТГ
или «Апельсин » мастерской Фостера?
Блиц-интервью

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна