|
|
К 20-летию бумажной архитектуры
Тотан Кузембаев:
«Ничего нового мы не создали»
X-MMIV - 31.05.2004
Сергей Бархин
Эскизы декораций к спектаклю «Ромео и Джульетта». 1974
Василий Бабуров: Вас изначально
привлекало абстрактное
проектирование?
Тотан Кузембаев: Вообще-то начал
я с практики – когда мне было 15
лет, я своими руками построил дом
для нашей семьи. Мы жили в ауле
имени Чапаева. Это в Казахстане
– в Карамахчинском районе Кызыл-Ординской области, примерно
в ста километрах от Байконура.
Дом был традиционный, одноэтажный («саманка»). Все лето я делал
кирпич-сырец (обжигать было
негде), сделал их 16 тысяч штук.
Тогда был дефицит стройматериалов – шифера, дерева, поэтому
крышу сделал плоскую. Кроме
меня это сделать было некому:
отец к тому времени умер,
старший брат работал в колхозе
трактористом-механизатором,
из мужчин в семье оставались
только мы с моим младшим братом. До этого мы жили в совсем
маленьком глинобитном доме,
который построил мой отец. Дом
был без фундамента, и в одно
из землетрясений стены его
треснули, так что новый дом надо
было строить срочно. Заодно
улучшили жилищные условия.
За лето я изготовил кирпичи,
построил фундамент, а к зиме дом
уже был готов.
Вы тогда решили учиться
архитектуре?
Не совсем. В детстве я мечтал
стать летчиком. После того
как окончил школу, поступил
в Ейское военное училище, однако
проучился там недолго. Хотелось
заниматься творчеством, каким
именно – тогда это было еще
не совсем ясно. Вначале думал
поступать в Строгановское
училище, но при поступлении туда
надо было написать этюд,
а что это такое, я тогда не знал.
Единственным художественным
вузом, где этюд не требовался,
был МАРХИ, куда я и поступил
в 1976 году.
Тотан Кузембаев. 1983
А с чего для вас началась
бумажная архитектура?
Когда мы учились на 4 курсе (это
был 1981 год), Белов выиграл
конкурс JA – Shinkenchiku
(«Экспозиционный дом»). Весь
институт тогда шумел, гудел, всем
тоже хотелось славы. Стали
выяснять, что это за конкурс,
как в нем можно участвовать.
Информации же никакой не было.
Познакомились с Аввакумовым,
который проводил собрания
желающих участвовать в таких
конкурсах. Он же добывал
и распространял информацию.
Первый конкурс, в котором я
участвовал, был «Музей скульптуры» (JA – Central Glass, 1983).
Делали мы его с Андреем
Ивановым, с которым учились
на факультете градостроительства
в группе С. Садовского – Е. Русакова. Сидели, пили водку и рисовали.
За тот проект получили поощрительную премию. Надежды
на победу у нас особой не было,
однако были амбиции – все же
считали себя не признанными
в своей стране великими архитекторами. А уже через два года мы
получили первую премию на конкурсе JA – Shinkenchiku «Бастион
сопротивления».
Что это была за работа?
В 1984 году мы участвовали
в конкурсе ЮНЕСКО «Жилище
будущего». Наш проект ничего
не получил, однако идеи, заложенные в нем, легли в основу
«Бастиона». Мы его несколько
переработали и отослали в Японию. С этим проектом связана
почти детективная история. Мы
опаздывали с отправкой, и тут
возникла неожиданная оказия.
Наш сосед по общежитию Слава
Аристов, который тоже участвовал
в этом проекте, нашел какого-то
знакомого студента-африканца.
Тот подрядился отправить наш
проект через посольство своей
страны, однако в качестве
условия попросил взять его
в соавторы.
Т. Кузембаев, А. Иванов, В. Аристов
«Бастион сопротивления». Конкурс JA, 1983
Первая премия
Преподаватели принимали какое-либо участие в вашей конкурсной
деятельности?
Нет, мы работали самостоятельно.
В МАРХИ эти конкурсы никто
всерьез не принимал, и делали мы
их в свободное время. После
защиты диплома в 1983 году меня
распределили в институт «Резин-проект» (был такой). До моего
прихода там был всего один
архитектор. Работа была совершенно не творческая (в основном
приходилось заниматься привязками типовых проектов заводов),
и мы с удовольствием продолжали
делать разнообразные конкурсы.
Кроме того, рисовали картинки –
архитектурные фантазии. Сидишь
за кульманом, сдвигаешь синьку
с проектом и рисуешь рапидографом разные картинки на ватмане.
Изобретали новые способы
графики. На бумаге выкладывалась композиция из всего, что
попадалось под руку (детали детского конструктора, карандаши,
ластики), а сверху закрашивалось
аэрографом. В том институте я
проработал до 1986 года.
Перестройка открыла какие-то
новые перспективы?
Да, конечно, появились реальные
заказы. Причем весьма интересные. В 1986 году мой приятель
Игорь Пищукевич пригласил меня
участвовать в серьезном «реальном» проекте. С Игорем мы жили
на одном этаже в общежитии.
Игорь работал с Юрой Аввакумовым. На Ленинградском проспекте
располагался филиал Союза
архитекторов, а в его подвальном
помещении была мастерская, где
Аввакумов готовил зарубежные
выставки Союза. Иногда в общую
экспозицию он вставлял несколько работ бумажных архитекторов.
Там мы познакомились ближе
и сделали проект центра города
Гагарин (1986). Затем Пищукевич
предложил мне поучаствовать
в работе над проектом «нового
города электроники и информатики» в Зеленограде. Первый
секретарь тамошнего горкома
партии Савельев, крепкий хозяйственник, болевший за родной
город, заказал мастерской Игоря
Покровского проект обустройства
городской среды. Проблема
заключалась в том, что город был
безликий, похожий на все типовые
города.
Мы пытались придать городу
«информационное лицо». Придумали Улицы Перестройки –
торговые, перекрытые стеклом
галереи, «собирающие» основные
общественные функции города.
Каждую автобусную остановку
предполагалось оборудовать
дисплеями, компьютерами, радиоточками, чтобы жители всегда
были в курсе происходящего.
Композиционными доминантами
города должны были быть башни, посвященные какой-либо теме
(искусству, информации, природе).
На башнях были устроены
трибуны, откуда выступали
ораторы – представители разных
партий. В городе создавалась сеть
общественных клубов, где можно
было бы получать и обмениваться
информацией. Сейчас проект
кажется полной утопией, но образ
был создан красивый. Несколько
его макетов сейчас хранятся
в Музее имени Щусева.
Савельев загорелся этими идеями
и готов был их реализовать. Были
выделены какие-то деньги,
на Кировском заводе заказали
отдельные детали. Однако вскоре
ответственное лицо, то есть
Савельева, сняли, и Зеленоград
остался без «информационного
лица».
Еще в Зеленограде мы проектировали новый город – ЦЭИ (Центр
электроники и информатики).
В плане он представлял собой
огромный круг диаметром один
километр. По кругу (это должен
был быть синхрофазотрон)
выстраивались башни (в них
должны были расположиться
НИИ), с которыми непосредственно соседствовали профильные
предприятия. Предполагалось,
что этот огромный комплекс станет советской силиконовой
долиной. Было начато строительство, но к концу 80-х финансирование прекратилось, и сейчас там
стоят брошенные здания. Лишь
в двух корпусах, которые успели
возвести, сегодня располагается
таможня.
Ваши проекты очень конструктивистские по духу. Что определило
ваши эстетические предпочтения?
Мне всегда нравился конструктивизм. А если брать шире, то такая
архитектура, которая предлагает
что-то новое. Архитектор в своем
творчестве сродни изобретателю.
Оба должны не копаться
в прошлом, а смотреть в будущее.
Как вы считаете сегодня, спустя
20 лет, бумажная архитектура –
серьезное явление?
Серьезным явлением ее сделал
Аввакумов. Он провел мощную
пиар-акцию, «раскрутил» ее
на Западе. На мой взгляд,
бумажная архитектура не более
чем просто картинки, студенческое увлечение. В других странах,
где архитектура свободно
практикуется, на такие проекты
никто не обратил бы особого
внимания. Для Советского Союза,
с его типовым проектированием,
это было серьезным явлением.
Сегодня, даже если кто-то
из студентов выиграет подобный
конкурс, это не вызовет того
резонанса, который произвела
победа Белова в 1981 году.
С другой стороны, бумажная
архитектура была хорошим
упражнением для рук и для ума.
Неудивительно, что многие
бумажники сегодня успешно
проектируют и строят. Хотя
многие, конечно, ушли в другие
области творчества. Нынешние
звезды архитектуры – Даниэль
Либескинд, Заха Хадид и другие
тоже были бумажными архитекторами: долго рисовали красивые
картинки, но ничего не строили.
А сегодня они реализуют интересные проекты.
Когда для вас закончилась
бумажная архитектура?
С началом перестройки, когда
появились реальные заказы.
Затем в конце 80-х – начале 90-х
наступило разочарование, стало
казаться, что будущего у советской архитектуры нет, ничего
нельзя реализовать. Многие
ударились в чистое художничество
– живопись, скульптуру, инсталляции… Поездили с выставками
по миру, посмотрели, что происходит в других странах, и поняли,
что ничего нового мы не создали.
И это было самым сильным
разочарованием.
вверх
|
|
|