приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

SOS

Вл.В. Седов
Баболовский дворец
XXIV-MMVIII - 31.01.2009

Дворец в настоящее время

На далекой окраине огромного Царскосельского парка, посреди заросшего лесного массива, на картах именуемого Баболовским парком, стоят уже почти бесформенные руины, которые кто-то еще называет Баболовским дворцом. В стенах этих руин без кровли зияют глубокие бреши, кажется, уже несовместимые с дальнейшей жизнью памятника, а с одного угла к развалинам примыкает недостроенный корпус новорусского кафе (или загородного клуба?), начатый и брошенный еще в девяностые годы.

Дворец в середине XX в.

Но этот брошенный всеми «доходяга» составляет одну из важнейших страниц русской архитектуры. Каменный дворец в Баболове был построен для фаворита императрицы Екатерины II Г. А. Потемкина в 1782–1785 гг. – на месте деревянного дома Потемкина. Проект дворца и небольшого пейзажного парка вокруг него разработал архитектор Илья Васильевич Неёлов (1745–1793), один из двух братьев-архитекторов, отцом которых был тоже архитектор. Отец Ильи и Петра Неёловых, Василий Иванович, вместе с сыном Петром был послан на обучение в Англию; эта пара импортировала оттуда особый вариант неоготического стиля, существовавшего то ли внутри неоклассицизма, то ли рядом с ним. И. В. Неёлов учился не в Англии, а в Италии, а потому его своеобразный вариант неоготики, сказавшийся в плане и фасадах Баболовского дворца, можно осторожно объяснять какими-то итальянскими связями или большим влиянием французской архитектуры (за неоготическими чертами проступает основа в виде стиля Людовика XVI).

План

Композиция дворца поражает свободой: овальный зал с гранями снаружи соединен под разными углами с несколькими почти отдельными объемами. Все эти объемы, вместе с двусветным устройством двух залов (вверху – круглые окна), стрельчатыми проемами и двурогими зубцами вверху крупных объемов, образуют прихотливый мирок, в котором рыцарские аллюзии в виде неоготики сливаются с галантностью раннего классицизма. В этом смешении – основная прелесть дворца.

В одном из помещений стоит чудом сохранившаяся в целости гигантская гранитная ванна, вытесанная из монолита мастером С. Сухановым. Работы для размещения этой ванны вел в 1820-х годах В. П. Стасов. Дошедшая до нас ванна заменила мраморную, устроенную взамен первоначальной мраморной, имевшей в виду, несомненно, ванны римских императорских терм.

Библиография:
Вильчковский С. Н. Царское Село. СПб., 1911. С. 185–186; Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1983. С. 130.

вверх

 Архив

   
31.01.2009 XXIV-MMVIII
Вл.В. Седов
Баболовский дворец
   

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
    
XXVIII-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна