|
|
SOS
Вл.В. Седов
Церковь Георгия в Юрьеве
XIV-MMV - 31.08.2005
Общий вид
Этот покинутый храм стоит на окраине небольшого села
Юрьево, затерянного в лесу (Окуловский р-н Новгородской
области). Уже самый беглый взгляд на обведенную оградой
с воротами и двумя флигелями квадратную в плане церковную
территорию и стоящий в ее центре величественный храм
заставляет думать о работе профессионального архитектора
для выдающегося заказчика. Заказчиком храма Георгия
был Григорий Григорьевич Кушелев, приближенный
императора Павла I, имевший поместье неподалеку. Храм,
построенный во время наибольшего успеха Кушелева,
был закончен в 1801 г., о чем свидетельствует плохо читаемая
надпись на западном фасаде.
Интерьер
Перед нами – редчайший образец усадебной по
месту и столичной по стилю архитектуры времени Павла I
(1796–1801). Этот квадратный в плане объем имеет парадный
тосканский портик перед западным фасадом и две эдикулы того
же ордера перед боковыми дверями. И колонны и отдельные
детали фасадов выдают уверенную руку неизвестного мастера,
в арсенале декоративных средств которого преобладают французские источники. Французскую
классицистическую манеру нетрудно усмотреть и в великолепном, хотя и несколько
дробном стуковом декоре, покрывающем стены и купол
крестообразного интерьера храма, в котором купол с плоскими кессонами и окулюсом
в вершине поставлен прямо на подпружные арки средокрестья,
без барабана. Из сохранившегося убранства стоит отметить
деревянную надпрестольную сень с коринфскими колоннами,
расположенными полукругом и завершенными конхой.
План
Все эти формы можно было бы приписать несколько запоздалому влиянию французской
архитектуры неоклассицизма, причем влиянию, в котором смешиваются разные источники. Но
этому противоречит завершение храма, в котором пятиглавие
образовано невысоким средним куполом и четырьмя башенками-колокольнями, стоящими
по краям храмового объема. Все это довершает двухъярусная колокольня, несколько
мятые формы которой как будто говорят о том, что она
является чуждым добавлением к первоначальному проекту.
Внимательное изучение возможных источников
композиции церкви в Юрьеве приводит, в отличие от декора,
не во Францию, а в Англию, где более чем похожая группировка объемов (естественно – без
колокольни) есть в церкви в Пакингтоне (1788–1789),
построенной Джозефом Бономи (Bonomi, 1739–1808), римским
архитектором и учеником Клериссо, осевшим в Британии с 1767 г. Следует указать
также на интерьер церкви в Додингтон-парке, построенной
художественно связанным с Бономи Джеймсом Уайатом
(Wyatt, 1747–1813), – здесь крестообразный интерьер
сочетается с похожим куполом. Приведенные аналогии
свидетельствуют о прямом заимствовании целого ряда
композиционных форм из архитектуры Англии. В процессе
воплощения строгие дорические формы английского неоклассицизма были дополнены в Юрьеве
более знакомыми русскому архитектору французскими
декоративными деталями, что привело к рождению этого незаурядного, но незаслуженно
забытого памятника.
Библиография:
Памятная книга Новгородской губернии 1858 г. Новгород, 1858.
С. 26.
Аналогии: Middleton R., Watkin D. Neoclassical and 19th Century
Architecture/1. L., 1987. P. 87 93, Ill. 99 101.
вверх
|
|
|