приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

SOS

Вл.В. Седов
Церковь Георгия в Юрьеве
XIV-MMV - 31.08.2005

Общий вид

Этот покинутый храм стоит на окраине небольшого села Юрьево, затерянного в лесу (Окуловский р-н Новгородской области). Уже самый беглый взгляд на обведенную оградой с воротами и двумя флигелями квадратную в плане церковную территорию и стоящий в ее центре величественный храм заставляет думать о работе профессионального архитектора для выдающегося заказчика. Заказчиком храма Георгия был Григорий Григорьевич Кушелев, приближенный императора Павла I, имевший поместье неподалеку. Храм, построенный во время наибольшего успеха Кушелева, был закончен в 1801 г., о чем свидетельствует плохо читаемая надпись на западном фасаде.

Интерьер

Перед нами – редчайший образец усадебной по месту и столичной по стилю архитектуры времени Павла I (1796–1801). Этот квадратный в плане объем имеет парадный тосканский портик перед западным фасадом и две эдикулы того же ордера перед боковыми дверями. И колонны и отдельные детали фасадов выдают уверенную руку неизвестного мастера, в арсенале декоративных средств которого преобладают французские источники. Французскую классицистическую манеру нетрудно усмотреть и в великолепном, хотя и несколько дробном стуковом декоре, покрывающем стены и купол крестообразного интерьера храма, в котором купол с плоскими кессонами и окулюсом в вершине поставлен прямо на подпружные арки средокрестья, без барабана. Из сохранившегося убранства стоит отметить деревянную надпрестольную сень с коринфскими колоннами, расположенными полукругом и завершенными конхой.

План

Все эти формы можно было бы приписать несколько запоздалому влиянию французской архитектуры неоклассицизма, причем влиянию, в котором смешиваются разные источники. Но этому противоречит завершение храма, в котором пятиглавие образовано невысоким средним куполом и четырьмя башенками-колокольнями, стоящими по краям храмового объема. Все это довершает двухъярусная колокольня, несколько мятые формы которой как будто говорят о том, что она является чуждым добавлением к первоначальному проекту. 

Внимательное изучение возможных источников композиции церкви в Юрьеве приводит, в отличие от декора, не во Францию, а в Англию, где более чем похожая группировка объемов (естественно – без колокольни) есть в церкви в Пакингтоне (1788–1789), построенной Джозефом Бономи (Bonomi, 1739–1808), римским архитектором и учеником Клериссо, осевшим в Британии с 1767 г. Следует указать также на интерьер церкви в Додингтон-парке, построенной художественно связанным с Бономи Джеймсом Уайатом (Wyatt, 1747–1813), – здесь крестообразный интерьер сочетается с похожим куполом. Приведенные аналогии свидетельствуют о прямом заимствовании целого ряда композиционных форм из архитектуры Англии. В процессе воплощения строгие дорические формы английского неоклассицизма были дополнены в Юрьеве более знакомыми русскому архитектору французскими декоративными деталями, что привело к рождению этого незаурядного, но незаслуженно забытого памятника.

Библиография:
Памятная книга Новгородской губернии 1858 г. Новгород, 1858. С. 26.
Аналогии: Middleton R., Watkin D. Neoclassical and 19th Century Architecture/1. L., 1987. P. 87 93, Ill. 99 101.

вверх

 Архив

   

31.08.2005 XIV-MMV
Вл.В. Седов
Церковь Георгия в Юрьеве

   

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
    
XXVIII-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна