приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

SOS

Вл.В. Седов  
Казанская церковь в Заречье 
XII-MMIV - 14.11.2004

 

Общий вид с юга

На окраине небольшого села (Торжокский р-н, Тверская обл.), когда-то принадлежавшего Старицкому уезду, на кладбище стоит пустой храм, привлекающий внимание необычной столичностью и, вместе с тем, противоречивостью своей архитектуры. Этот практически неизвестный памятник демонстрирует черты сразу раннего и зрелого классицизма XVIII века, причем если нижние части храма, его трапезной и колокольни выполнены в стиле раннего, французского классицизма, то венчающий ротонду барабан с термальными полуциркульными окнами по сторонам света принадлежит зрелому классицизму палладианского направления. Храм закончен в 1798 г., а потому ясно, что к этому времени относится именно завершение в формах зрелого классицизма, тогда как «французские» формы нижних частей принадлежат более раннему времени, хотя вряд ли намного отстоящему от 1798 года: храм задумывался с другим завершением, но его сменили на более «модное» прямо в процессе строительства. 

Интерьер ротонды

Было бы очень заманчиво связать барабан и венчающую его «беседку» с творчеством Н.А. Львова, архитектора-дилетанта, жившего в соседнем Новоторжском уезде и создавшего довольно много усадебных домов и храмов для соседей. Термальные окна довольно характерны для Львова, а «беседка»-барабанчик встречается в спроектированных им церквах в Мурине и Горницах, хотя и в несколько более крупном масштабе. Предположение об авторстве Львова для венчающей ротонды церкви в Заречье не так уж фантастично, хотя вписывается в недавно проявившуюся тенденцию приписывать этому зодчему все значительные здания в районе Торжка в стиле классицизма. 

План

Сложнее вопрос об авторстве и происхождении основных частей храма, выполненных в «стиле Людовика XVI». Основу композиции здесь составляет двусветная ротонда с круглыми окнами во втором свете, к которой примыкают пониженный алтарь со скруглением и трапезная со скругленными углами. Этот довольно прихотливый план и сложная композиция для Львова совершенно нехарактерны. Львову приписывают два храма-ротонды, выполненные в духе французского классицизма: церковь в Александровском под Петербургом («Кулич и пасха» 1785–1787) и церковь Екатерины в Валдае (1794). Но авторство этих построек не столь уж определенно, церковь в Александровском вообще могла быть построена кем угодно, а проект валдайского храма, составленный Львовым, был гораздо менее «французским» по сравнению с тем, что было возведено кем-то другим в натуре. Кроме того, форма трапезной в Заречье больше похожа на то, что мы видим в московских постройках, связываемых с Баженовым и Казаковым (можно назвать трапезные храмов Всех Скорбящих, Сергия в Рогожской и Богоявления в Елохове). Общая композиция с ротондой, трапезной и колокольней сближает храм в Заречье с московской церковью Вознесения на Гороховом поле (1788–1793), связываемой с именем М.Ф. Казакова (в последней нет только алтарного выступа). 

В случае с храмом в Заречье речь идет, видимо, об осуществленном в усадебном храме проекте крупного зодчего, ориентированного на французский классицизм (это мог быть и петербуржец, и москвич), тогда как прямо во время возведения здания этот стиль уже устарел, и его сменили в завершении на палладианский неоклассицизм в исполнении достаточно именитого Львова, уже построившего целый ряд храмов в округе Торжка.

Вл.В.Седов

Библиография:  
Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 521–522.

вверх

 Архив

   

14.11.2004 XII-MMIV
Вл.В. Седов
Казанская церковь в Заречье

   

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
    
XXVIII-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна