|
|
SOS
Вл.В. Седов
Казанская церковь в Заречье
XII-MMIV - 14.11.2004
Общий вид с юга
На окраине небольшого села
(Торжокский р-н, Тверская
обл.), когда-то принадлежавшего Старицкому уезду,
на кладбище стоит пустой храм,
привлекающий внимание
необычной столичностью и,
вместе с тем, противоречивостью своей архитектуры. Этот
практически неизвестный
памятник демонстрирует черты
сразу раннего и зрелого классицизма XVIII века, причем
если нижние части храма, его
трапезной и колокольни
выполнены в стиле раннего,
французского классицизма,
то венчающий ротонду барабан
с термальными полуциркульными окнами по сторонам света
принадлежит зрелому
классицизму палладианского
направления. Храм закончен
в 1798 г., а потому ясно,
что к этому времени относится
именно завершение в формах
зрелого классицизма, тогда как
«французские» формы нижних
частей принадлежат более
раннему времени, хотя вряд ли
намного отстоящему от 1798 года:
храм задумывался с другим
завершением, но его сменили
на более «модное» прямо
в процессе строительства.
Интерьер ротонды
Было бы очень заманчиво
связать барабан и венчающую
его «беседку» с творчеством
Н.А. Львова, архитектора-дилетанта, жившего в соседнем
Новоторжском уезде и создавшего довольно много усадебных
домов и храмов для соседей.
Термальные окна довольно
характерны для Львова, а «беседка»-барабанчик встречается
в спроектированных им церквах в Мурине и Горницах, хотя
и в несколько более крупном
масштабе. Предположение
об авторстве Львова для венчающей ротонды церкви в Заречье
не так уж фантастично, хотя
вписывается в недавно проявившуюся тенденцию приписывать
этому зодчему все значительные здания в районе Торжка
в стиле классицизма.
План
Сложнее вопрос об авторстве и происхождении основных
частей храма, выполненных
в «стиле Людовика XVI». Основу композиции здесь
составляет двусветная ротонда
с круглыми окнами во втором
свете, к которой примыкают
пониженный алтарь со скруглением и трапезная со скругленными углами. Этот довольно
прихотливый план и сложная
композиция для Львова
совершенно нехарактерны.
Львову приписывают два
храма-ротонды, выполненные
в духе французского классицизма: церковь в Александровском
под Петербургом («Кулич
и пасха» 1785–1787) и церковь
Екатерины в Валдае (1794).
Но авторство этих построек не
столь уж определенно, церковь
в Александровском вообще
могла быть построена кем
угодно, а проект валдайского
храма, составленный Львовым,
был гораздо менее «французским» по сравнению с тем,
что было возведено кем-то
другим в натуре. Кроме того,
форма трапезной в Заречье
больше похожа на то, что мы
видим в московских постройках, связываемых с Баженовым
и Казаковым (можно назвать
трапезные храмов Всех Скорбящих, Сергия в Рогожской
и Богоявления в Елохове).
Общая композиция с ротондой,
трапезной и колокольней
сближает храм в Заречье с московской церковью Вознесения
на Гороховом поле (1788–1793),
связываемой с именем М.Ф. Казакова (в последней нет только
алтарного выступа).
В случае с храмом в Заречье речь идет, видимо,
об осуществленном в усадебном
храме проекте крупного
зодчего, ориентированного
на французский классицизм
(это мог быть и петербуржец,
и москвич), тогда как прямо
во время возведения здания
этот стиль уже устарел, и его
сменили в завершении на палладианский неоклассицизм
в исполнении достаточно
именитого Львова, уже построившего целый ряд храмов
в округе Торжка.
Вл.В.Седов
Библиография:
Добровольский И. Тверской
епархиальный статистический
сборник. Тверь, 1901. С. 521–522.
вверх
|
|
|