|
|
SOS
Вл.В. Седов
«Белый домик» в Никольском-Урюпине
VIII-MMIII - 31.11.2003
Общий вид «с приезда»
Есть такие памятники, которые обязательно должны
сохраняться в целостности – их просто нельзя запускать
или разрушать. Таков «Белый домик», великолепный
усадебный дом-павильон XVIII в. в усадьбе Никольское-Урюпино (Красногорский
р-н Московской обл.). Но этот чудесный дом, свидетельствующий о высотах усадебной культуры, гибнет прямо на
глазах, посыпая пространство вокруг себя и полы внутри
обломками стуковой декорации, кафельными плитками печей и
чешуйками от растрескавшейся гризайльной росписи. Еще в
1920-е гг. здесь был музей, сохранялась обстановка, а
теперь держатся только стены. Уже первый взгляд на «Белый
домик» говорит о том, что перед зрителем шедевр, одна из
вершин русской архитектуры, но достоверных сведений о нем,
при этом, мы имеем крайне мало. Этот небольшой объем с
окном-серлианой на фасаде «с приезда» и ионической колоннадой лоджии на парковом
фасаде выстроен после 1774 г., когда усадьбу купил князь
Н.А.Голицын, владелец Архангельского. Часто называют 1780
г., но это по аналогии с Архангельским, как по аналогии с
Архангельским предполагают для домика авторство некоего
шевалье де Герна. То, что домик в Никольском-Урюпине
принадлежит к памятникам французского классицизма на
русской почве – несомненно. Но ни авторство (де Герн, Баженов,
французский проект, привезенный Голицыным из Парижа?),
ни композиционное решение дома, ни программа скульптур
и росписей пока еще не были предметом специального
исследования.
Лоджия на парковом фасаде
Декорация «Золотого зала»
План
И это при том, что мы имеем дело с исключительным изяществом ордерной декорации
фасадов и интерьеров в стиле Louis XVI, с изысканной
живописью на стенах открытой лоджии и в интерьерах: в
центральном «Золотом зале» и в «Палевой», «Голубой» и
«Зеленой» гостиных. И при том, что дом несет невероятные
по скульптурности коринфские капители на трех фасадах и
ионические капители в лоджии, а также хорошо исполненные
мифологические барельефы в рамах на фасадах. Отдельные
части фасадного декора и фрагменты сцен и орнаментов
как живописных, так и скульптурных композиций «Белого
домика» нужно искать во французских увражах, в альбомах чертежей ведущих архитекторов Парижа 1760-1770-х гг.
Мифологическую программу – на стыке античной мифологии
и французской литературной практики XVIII в. Этот дом может открыть пути
понимания усадебной культуры эпохи Екатерины II, помочь
решить проблему импорта искусства и определить
источники влияния и меру их восприятия в русской
архитектуре XVIII в. Может помочь только в том случае,
если его сохранить или хотя бы начать изучать то, что еще
осталось.
Вл.В.Седов
Библиография:
Торопов С. Никольское-Урюпино // Подмосковные музеи. Вып. 2. М.-Л.,
1925. С. 46-54;
Иллюстрированный путеводитель по окрестностям Москвы.
М., 1926. С. 194-196;
Подмосковье. Памятные места в истории русской
культуры XIV-XIX веков. М., 1955. С. 269-272;
Памятники архитектуры Московской области. Т. I. М., 1975.
С. 289-290;
Подъяпольская Е.Н., Разумовская А.А., Смирнов Г.К.
Памятники архитектуры Московской области. Вып. 3. М., 1999. С. 144-145.
вверх
|
|
|