приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

По низким ценам журнал для всех со скидками.

 

 

SOS

Вл.В. Седов
Флигель усадьбы Львова в Никольском-Черенчицах
XXI-MMVII - 01.06.2007

Общий вид

Этот дом расположен в заросшем усадебном парке, превратившемся в клочковатый лесок на окраине села (Торжокский р-н Тверской области). Церковь-мавзолей, поставленный на холме в нескольких десятках метров от дома, отремонтировали к юбилею архитектора Николая Александровича Львова (1751–1803), создавшего для самого себя эту усадьбу; немного «поработали» и над соседним с домом ледником-пирамидой. А вот дом, вернее его сохранившийся левый флигель, оставили умирать без присмотра. Состояние этого уникального здания, стоящего без крыши и окон уже много лет подряд, перешло критическую черту: даже если сюда придут реставраторы, можно будет сделать только «новодел» с отдельными фрагментами старой кладки.

Между тем сохранившееся крыло усадебного дома в Никольском-Черенчицах, родовой усадьбе Львова, дает уникальную возможность оценить как вообще стиль знаменитого архитектора-дилетанта, так и отдельные приемы, характеризующие его манеру. Важно также, что эта усадьба создавалась «для себя», то есть отражала не только существующий идеал расположения и стиля, но и личные представления и приличные представления и пристрастия автора. Каменный дом в своей родовой усадьбе Н. А. Львов построил вскоре после женитьбы на М. А. Дьяковой, так что это должен был быть особенный дом для счастливой жизни. Помещик средней руки, ставший к тому времени архитектором, старался в этом доме создать если не эталон, то образец дворянского жилища, выполненного не только с учетом требований комфорта и представительности, но и со всевозможным вкусом. Для этого был выбран образец – палладианская вилла, которая в этот период становилась все более значимой в связи с усилением влияния неопалладианской линии внутри классицизма. В распространении подобной архитектуры в русских дворцовых комплексах и дворянских усадьбах ключевую роль в 1780-е играли Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. А Николай Львов подхватывал буквально на лету и развивал (причем не по-дилетантски, а мастерски) как общие, так и отдельные приемы этих архитекторов, и одновременно питался формами, запечатленными в гравированных чертежах Палладио.

План дома с показанием сохранившихся частей

Получалась хорошая по пропорциям и достаточно грамотная по формам архитектура, выгодно отличавшая Львова на фоне провинциальных зодчих. Эта архитектура не вносила ничего нового в сам неоклассический стиль, в ней были отдельные наивные детали и даже «упущения», но в ней, что самое главное, был литературный, интеллигентный смысл, выраженный в стремлении делать здание в духе господствующего стиля, в соответствии с мерой и уместностью, а не с преувеличениями или небрежностями.

Средняя часть дома и правый флигель известны нам только по одной гравюре и одной картине XVIII века. Это был почти кубический трехэтажный блок с четырехколонным портиком на парадном фасаде; объем был завершен квадратным в плане бельведером с термальными окнами. Немного пониженные двухэтажные крылья создавали подобие курдонера. Левое крыло и самая левая часть самого дома и дошли до нашего времени. Нужно внимательнее присмотреться к изгибу флигеля, к дощатому русту первого этажа, к еле выступающим ризалитам с мотивом серлианы посередине изгиба, к горизонтальным сандрикам окон второго этажа с их сочно нарисованными кронштейнами. Все это буквально на грани исчезновения.

Библиография:
Будылина М.В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А. Львов. М., 1961. С. 53–59;
Никитина А. Б. Архитектурное наследие Н. А. Львова. СПб., 2006. С. 77, 389.

вверх

 Архив

   
01.06.2007 XXI-MMVII
Вл.В. Седов
Флигель усадьбы Львова в Никольском-Черенчицах
   

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
    
XXVIII-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна