|
|
SOS
Вл.В. Седов
Флигель усадьбы Львова в Никольском-Черенчицах
XXI-MMVII - 01.06.2007
Общий вид
Этот дом расположен в заросшем усадебном парке, превратившемся в клочковатый
лесок на окраине села (Торжокский р-н Тверской области). Церковь-мавзолей,
поставленный на холме в нескольких десятках метров от дома, отремонтировали к
юбилею архитектора Николая Александровича Львова (1751–1803), создавшего для
самого себя эту усадьбу; немного «поработали» и над соседним с домом
ледником-пирамидой. А вот дом, вернее его сохранившийся левый флигель, оставили
умирать без присмотра. Состояние этого уникального здания, стоящего без крыши и
окон уже много лет подряд, перешло критическую черту: даже если сюда придут
реставраторы, можно будет сделать только «новодел» с отдельными фрагментами
старой кладки.
Между тем сохранившееся крыло усадебного дома в Никольском-Черенчицах,
родовой усадьбе Львова, дает уникальную возможность оценить как вообще стиль
знаменитого архитектора-дилетанта, так и отдельные приемы, характеризующие его
манеру. Важно также, что эта усадьба создавалась «для себя», то есть отражала не
только существующий идеал расположения и стиля, но и личные представления и
приличные представления и пристрастия автора. Каменный дом в своей родовой
усадьбе Н. А. Львов построил вскоре после женитьбы на М. А. Дьяковой, так что
это должен был быть особенный дом для счастливой жизни. Помещик средней руки,
ставший к тому времени архитектором, старался в этом доме создать если не эталон,
то образец дворянского жилища, выполненного не только с учетом требований
комфорта и представительности, но и со всевозможным вкусом. Для этого был выбран
образец – палладианская вилла, которая в этот период становилась все более
значимой в связи с усилением влияния неопалладианской линии внутри классицизма.
В распространении подобной архитектуры в русских дворцовых комплексах и
дворянских усадьбах ключевую роль в 1780-е играли Чарльз Камерон и Джакомо
Кваренги. А Николай Львов подхватывал буквально на лету и развивал (причем не
по-дилетантски, а мастерски) как общие, так и отдельные приемы этих архитекторов,
и одновременно питался формами, запечатленными в гравированных чертежах Палладио.
План дома с показанием сохранившихся частей
Получалась хорошая по пропорциям и достаточно грамотная по формам
архитектура, выгодно отличавшая Львова на фоне провинциальных зодчих. Эта
архитектура не вносила ничего нового в сам неоклассический стиль, в ней были
отдельные наивные детали и даже «упущения», но в ней, что самое главное, был
литературный, интеллигентный смысл, выраженный в стремлении делать здание в духе
господствующего стиля, в соответствии с мерой и уместностью, а не с
преувеличениями или небрежностями.
Средняя часть дома и правый флигель известны нам только по одной гравюре и
одной картине XVIII века. Это был почти кубический трехэтажный блок с
четырехколонным портиком на парадном фасаде; объем был завершен квадратным в
плане бельведером с термальными окнами. Немного пониженные двухэтажные крылья
создавали подобие курдонера. Левое крыло и самая левая часть самого дома и дошли
до нашего времени. Нужно внимательнее присмотреться к изгибу флигеля, к дощатому
русту первого этажа, к еле выступающим ризалитам с мотивом серлианы посередине
изгиба, к горизонтальным сандрикам окон второго этажа с их сочно нарисованными
кронштейнами. Все это буквально на грани исчезновения.
Библиография:
Будылина М.В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А. Львов. М., 1961.
С. 53–59;
Никитина А. Б. Архитектурное наследие Н. А. Львова. СПб., 2006. С. 77, 389.
вверх
|
|
|