|
|
SOS
Вл.В. Седов
Церковь Исаакия Далматского в Степановском
V-MMII - 05.12.2002
Общий вид
Расположенный в недальнем Подмосковье (Раменский р-н)
комплекс из двух храмов в селе Степановское постепенно разрушается, лишенный всякого внимания.
Помимо Благовещенской церкви, растрескавшиеся белокаменные
стены которой сооружены еще в XVI в., здесь еще стоит поистине
уникальный храм эпохи аннинского барокко. Величественный объем
этого памятника, сложенного из кирпича, весь покрыт трещинами,
а верхние части стен уже выкрошились. Между тем, храм в Степановском достоин занимать одно из
важнейших мест в истории русской архитектуры начала Нового
времени.
Интерьер
Церковь Исаакия Далматского была окончена к 1732 г. Ее заказчиком был Андрей Иванович (до принятия православия – Генрих-Иоганн
Фридрих) Остерман (1686–1747), крупнейший дипломат петровской
и аннинской России. Выходец из Германии, А.И.Остерман служил
в Посольском приказе и заключил в 1721 г. вместе с Яковом Брюсом
знаменитый Ништадмский мир, подведший итоги Северной войны.
За заслуги в заключении мира он был пожалован Петром I титулом
барона, тогда же ему было подарено село Степановское (1721). Редкое
посвящение храма в Степановском Исаакию Далматскому связано
с памятью Петра Великого: день рождения императора приходился
на день памяти этого святого, с чем связано и посвящение одного из
главных храмов Санкт-Петербурга, Исаакиевского собора.
План
Архитектура этого храма имеет особенный, экспериментальный
характер. Центричный ярусный объем церкви состоит из трехэтажного квадратного четверика, над
которым возвышается меньший по основанию невысокий четверик,
завершенный стройным восьмериком звона и поставленным на него
глухим восьмеричком с куполом. Эта башенная структура скрывает
подлинное построение храма. На прорезанном по сторонам света
арками основании поставлен небольшой, но очень высокий храм,
перекрытый глухим восьмилотковым сводом. Две винтовые лестницы
поднимаются от основания до верха храма, давая доступ к трем ярусам
галерей, обходящим церковное ядро. Эти галереи открываются и на
фасады, и в храмовое пространство арочными проемами. Такая композиция напоминает прежде всего
реформатские храмы Германии XVI в. с их предназначенными для
владетельных князей галереями. Вместе с тем, сочетание в одной
постройке храма и колокольни вызывает в памяти усадебные храмы
Подмосковья в «нарышкинском стиле». Храм в Степановском, таким
образом, является уникальным примером перенесения на русскую
почву позднеренессансной композиции и одновременного осложнения ее
«нарышкинскими» приемами.
Фасадная декорация храма не менее своеобразна: ее основу составляют крупные тосканские пилястры,
между которыми расположены высокие арочные проемы.
Профилированные архивольты и карнизы, а также балюстрады выполнены очень тщательно и дают
великолепный пример прямого следования архитектуре протестантского, «северного» барокко Голландии и Северной Германии первой
половины XVIII в.
Вл.В.Седов
Библиография:
Иванчин-Писарев Н. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1843. С. 26-31;
Мартынов А. Село Степановское // «Русский архив», 1895, Т. IV. С. 534-535;
Тельтевский П.А. Церковь в селе Степановском //
«Архитектурное наследство». Вып. 9. Л.-М.,1959. С. 169-173;
Памятники архитектуры Московской области. Т. 2. М., 1975. С. 180.
вверх
|
|
|