приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

SOS

Вл.В. Седов
Стена Борисоглебского монастыря в Торжке
XV/XVI-MMV - 18.12.2005

Вид изнутри

Эта невысокая полуруинированная стенка с выветрившейся кладкой является ярким примером целого направления в русской архитектуре XVIII в., причем примером чуть ли не самым северным. Это направление – декоративные фортификации монастырей. Дело в том, что в XVI–XVII вв. многие монастыри, бывшие царскими богомольями, получили каменные стены и постоянные гарнизоны, то есть превратились в настоящие кремли. Иногда эти каменные укрепления монастырей играли роль градообразующую, и кремлем в городе фактически становился монастырь, тогда как старое городище с воеводским двором постепенно ветшало и забрасывалось (так было в Звенигороде и в Боровске). Но к концу XVII в. фортификации стали бастионными, и нужда в каменных монастырских кремлях отпала. Однако вокруг монастырей продолжали строить стены и башни, которые при меньших, почти игрушечных размерах сохраняли все видимые признаки фортификаций: бойницы подошвенного и среднего боя, навесной бой и венчающие зубцы, аркаду с внутренней стороны стены.

Вид снаружи

Эти почти игрушечные ограды монастырей были одним из проявлений позднесредневекового исторического и композиционного сознания: образ монастыря как крепости уже сложился, и этот образ стремились воспроизвести в новом строительстве – декоративно, в меньшем масштабе и без военной серьезности, но с сохранением не только иконографии, но и инженерных решений. Этот позднесредневековый «театр» происходил в провинциальных монастырях в первой половине XVIII в., тогда как в Петербурге развивалась уже барочная архитектура Нового Времени. Стены-декорации были в это время возведены во многих обителях Замосковного края: в Рождественском во Владимире, Покровском в Суздале, Лукиановой пустыни и других. Севернее, за Волгой, мы можем указать только на великолепную ограду Антониево-Краснохолмского монастыря.

Фрагмент с датой

Стены Борисоглебского монастыря в Торжке начали сооружать в 1730-е гг., а закончены они были в 1741 г., о чем сообщает дата, выложенная из кирпича и помещенная на западном фронте. Своей видимой серьезностью, небольшими физическими размерами и ощутимой декоративностью стены монастыря вписываются в ряд позднесредневековых оград: здесь есть и аркада изнутри, и боевой ход, и зубцы, и членящие стену на прясла лопатки, на которых помещены интересные барочные «фартуки». Самой интересной деталью является упомянутая дата – «1741». Это уникальное свидетельство европеизации русской архитектуры: в этот период, да и вообще на протяжении XVIII века дату на фасаде мы увидим лишь на немногих петербургских зданиях (укажем на ворота Иоанновского равелина Петропавловской крепости) и редких зданиях в провинции.

Позднее ограда получила множество дополнений: все башни относятся уже к более позднему времени, включенную в ограду надвратную церковь сменила существующая ныне колокольня, а в 1941 г. в зубцах пробили амбразуры для стрельбы из винтовок. Но и в нынешнем, жалостном виде стена сохраняет ценность архитектурного раритета.

Библиография:
Илиодор. Историко-статистическое описание города Торжка. Тверь, 1860. С. 79;
Димитрий (Самбикин). Монастыри и приходские церкви г.Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903. С. 16

вверх

 Архив

   

18.12.2005 XV/XVI-MMV
Вл.В. Седов
Стена Борисоглебского монастыря в Торжке

   

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
    
XXVIII-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна