|
|
SOS
Вл.В. Седов
Церковь в Горницах
II-MMI - 29.01.2002
Общий вид
Интерьер
Этот полуразрушенный храм видит всякий, кто проезжает по дороге из Петербурга в Москву. Он возвышается на холме прямо по оси шоссе, вливающегося в прямоугольную площадь села (Бологовский район Тверской области). Первый взгляд на храм уже говорит о незаурядном мастерстве его строителя, но изучение источников неожиданно открывает авторство одного из известнейших архитекторов барокко -С.И.Чевакинского. Церковь была сооружена в 1763-1767 гг. на месте старого путевого дворца. Основная сумма на строительство храма была дана императрицей Екатериной
II.
Только восточная часть памятника построена по проекту Чевакинского, тогда как колокольня и обращенный к дороге дорический портик, приставленный к старому фасаду, выполнены в отточенных и строгих формах петербургского ампира 1820-х гг. и могут быть связаны с именем В.П.Стасова, много строившего для Новгородской губернии, в которую прежде входило Хотилово. Трапезная, эклектический декор фасадов которой не очень умело имитирует фасадное убранство церкви, выстроена во второй половине XIX в.
Общий вид
Первоначальный храм имеет невысокий центрический объем с тремя ризалитами незначительного выноса, размещенными по центру боковых и восточного фасадов. Боковые ризалиты более высокие и имеют два уровня окон. Повышенные кровли соответствующих этим ризалитам "рукавов" вносят в центрическую композицию заметную поперечную ось. Над центром здания возвышается восьмигранный барабан, прежде завершавшийся железным куполом.
Такая объемная композиция, сочетающая центричность с поперечной осью, своеобразным трансептом, восходит к петербургскому барокко второй четверти XVIII в.: можно указать на сооруженную М.Г.Земцовым церковь Симеона и Анны (1731-1734). Но в хотиловской церкви центричность выражена гораздо ярче и явно "перебарывает" уже почти атрофированную поперечную ось. Подобную схему мы
видим в приписываемой Чевакинскому Владимирской церкви в имении Дылицы под Петербургом (1762-1766), но в этом усадебном храме "трансепт" играет еще очень значительную роль.
План
Декор фасадов церкви в Хотилове говорит о желании мастера оставить пышный стиль растреллиевского барокко эпохи императрицы Елизаветы Петровны и перейти к иной, более строгой манере. Это сказывается в ощутимой плоскостности
всех форм, которые имеют незначительный рельеф и буквально распластываются по фасадам, лишь подчеркивая объемы.
Рустованные лопатки по краям фасадов и ризалитов, арочные и лежачие окна с рамочными наличниками, профилированные карнизы и сдвоенные пилястры на барабане - вот и весь набор декоративных мотивов. За этой плоскостностью и скупостью, кажется, стоит намерение барочного мастера воспроизвести или придумать на месте ранний классицизм. Но барочность у Чевакинского в крови и потому приметы старого стиля проступают во всех деталях: наличники снабжены "ушками", замковые камни выступают наклонно, а лежачие окна второго света изогнуты дугообразно и кажутся частью наличников первого света.
Великолепный памятник переходного стиля, редкое произведение с установленным авторством исчезает на глазах: уже утрачены купол и почти все перекрытия четверика, трескаются стены, падает штукатурка, почти полностью осыпалась масляная живопись в интерьере.
Вл.В.Седов
Библиография: Государственный архив Новгородской области. Фонд 480, опись 1, единица хранения 3430, лист. 19 (Клировая ведомость 1883 г.). Петров А.Н. Савва Чевакинский. Л. 1983. С. 143.
вверх
|
|
|