|
|
SOS
Вл.В. Седов
Церковь Покрова в Клинах
III-MMII - 10.03.2002
Общий вид
Этот храм прячется за холмами и
рощами северной части Владимирской области и открывается в стороне
от деревни Клины (Кольчугинский
р-н). Церковь Покрова построена в
1777 г. в давно исчезнувшей усадьбе
графа Ф.М.Апраксина, о котором
известно, что он принадлежал к
одной из знатнейших дворянских
фамилий и умер в 1796 г. Само
положение этого заказчика
позволяло создать что-то не совсем
обычное по стилю или убранству.
В данном памятнике мы действительно встречаемся с ярким прочтением
позднего барокко в объемно-пространственной композиции и
великолепной интерпретацией
раннего классицизма – в отделке
интерьера.
Основу центрического храма
составляет ротонда, переходящая
выше в восьмерик, завершенный
высоким граненым куполом с
люкарнами и венчающим световым
барабанчиком. Ротонду обходит
пониженная круглая галерея, из
которой по сторонам света крестообразно выступают ризалиты (в конце
XIX в. цельность здания была
несколько нарушена пристройкой
южного придела).
План
Этот тип храма
с двумя ротондами, вставленными
одна в другую, принадлежит
европейской архитектуре, а на
русской почве он появляется впервые
в Никольской церкви поместья
Троекурово (1699 –1706). В период
позднего барокко этот тип был
достаточно редким и применялся
только в усадебных храмах: можно
назвать церкви в Лайкове (1764) и
Воронове (1760-е гг.).
На фоне этих
памятников церковь Покрова выделяется строгостью пропорций и
подчеркнутой элегантностью
силуэта.
Фасады храма в Клинах украшены плоскостным декором в духе
позднего, екатерининского барокко –
таким сдержанным, что его уже
трудно отличить от раннеклассического. Подобный вариант фасадной
декорации встречается в подмосковных усадебных церквах в Тарычеве
(1764 –1765) и Летове (1778 –1783).
Таким образом, и композиция, и
фасадный декор Покровского храма
включают его в ряд памятников,
сооруженных в первые два десятилетия царствования Екатерины II в
усадьбах аристократических семей
Москвы.
Интерьер
Даже такая оценка храма в
Клинах выделяет его среди множества памятников Центральной России,
но еще сохраняющаяся декорация
средней ротонды и восьмерика
переводит его в разряд шедевров.
Собственно ротонда отделена от
восьмерика штукатурным карнизом,
а все ее стены украшены раскрашенным гипсовым декором в стиле
раннего, французского классицизма,
превращающим поверхность
цилиндра в своеобразный круговой
иконостас с рамами для икон, похожими на наличники окон.
Такой
поистине уникальный композиционный прием и качество деталей
позволяют говорить о работе незаурядных мастеров по проекту
столичного или даже иностранного
зодчего. В дополнение к этой стуковой роскоши купол храма покрыт
искусственным мрамором нескольких цветов. Интерьер подобного
богатства и стилистической целостности назвать трудно,
можно указать
только на более монументальную
декорацию усадебного храма в
Бельском Устье (1780-е гг.). Но и сам
храм в Клинах, и его интерьер доживают последние дни,
а скоро,
возможно, только публикуемые
фотографии будут свидетельствовать
о его изысканной архитектуре.
Вл.В.Седов
Библиография:
Березин В.С., Добронравов В.Г.
Историко-статистическое описание церквей и приходов
Владимирской епархии. Т.3.
Владимир,
1896.
С.337 – 338.
Фото Виталия Рудченко
Обмер Александры Евсеевой
вверх
|
|
|