приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

У нас недорого интернет магазин одежды из турции для всех желающих.

 

 

SOS

Вл.В. Седов
Церковь Параскевы Пятницы в Торжке
XVII-MMVI - 20.03.2006

Вид снаружи

Этот полуразрушенный храм, стоящий на Бакунинской улице в правобережной части Торжка (Тверская область, Торжокский р-н), сооружен в 1779 году. Это все, что известно о нем из скудных исторических источников. Между тем, даже такая небольшая и, казалось бы, мало примечательная приходская церковь в уездном городе может открыть внимательному зрителю целый пласт необычного зодчества, характерного прежде всего для купеческих центров, как больших, так и малых. Дело в том, что посадская, в основном – купеческая, архитектура появилась в Русском государстве сравнительно поздно: в XVII веке. Но это столетие было хотя и поздним, но все же средневековьем, а в 1700 г. в России наступило Новое время, буквально ворвавшееся вместе с петровскими реформами. Архитектура была повернута в русло «больших стилей», а это значит, что мы должны везде ожидать той или иной степени осведомленности о свойствах или формах «большого стиля» и, в зависимости от степени осведомленности мастеров и заказчиков, судить о близости к столице или о глубине провинциальности того или иного памятника. В определенном смысле это верный путь, но он не учитывает некоторых сложных процессов, которые происходили в культуре и архитектуре.

План

Дело в том, что, несмотря на всю ограниченность реформ и ограниченность свобод в России вообще, преобразования Петра I и последовавшее за ними столетие были все же временем освобождения (пусть неполного) как отдельного человека, так и городов. Введение магистратов, бургомистров, выделение городов в политическом и культурном отношении и наделение их хотя бы видимостью коммунальной автономии, привело, как это ни парадоксально, к двум противоположным процессам. С одной стороны, купечество и мещанство российских городов откликнулось на европеизацию сверху и стало воспроизводить в своих постройках европейские стили. С другой стороны, та же часть населения стала в архитектуре больших и малых городов добиваться все большей архитектурной обособленности от столиц – в результате были созданы городские архитектурные школы. Некоторые из них использовали новые барочные формы, но из них создавали особенную архитектуру с узнаваемым местным лицом (Великий Устюг, Тотьма, Переславль), а в некоторых знаменем и одновременно источником самобытности стала архаика – древнерусские формы (Суздаль, Владимир, Ростов).

В Пятницкой церкви Торжка виден процесс оформления подобной местной традиции: колокольня здесь вполне барочная, прямоугольный алтарь с полукупольной кровлей – тоже, сам храм покрыт купольной кровлей с граненым барабанчиком – вполне в барочной манере. Но рядом с этими «новыми» формами притаилось столько черт из Средневековья, что удивительно – как это могло быть построено в разгар века Просвещения, на семнадцатом году правления Екатерины Великой? Что могло значить такое цветение древнерусских деталей, всех этих огибающих лопаток, карнизов с поребриком, киотов и, наконец, маленьких нишек, складывающихся во фризы, имитирующие пояс кокошников наверху четверика? Это значит, что и в последней четверти XVIII века все еще была актуальна своя, купеческая, традиционная архитектура и что жители Торжка, насмотревшиеся на дороге из Москвы в Петербург всяческих «стильных» форм, все же пытались создать свой вариант храма, очень далекий от новшеств зодчества того времени.

Вл.В. Седов

Библиография:
Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 556.

вверх

 Архив

   
20.03.2006 XVII-MMVI
Вл.В. Седов
Церковь Параскевы Пятницы в Торжке
   

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
    
XXVIII-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна