|
|
SOS
Вл.В. Седов
Церковь Параскевы Пятницы в Торжке
XVII-MMVI - 20.03.2006
Вид снаружи
Этот полуразрушенный храм, стоящий на Бакунинской улице в правобережной
части Торжка (Тверская область, Торжокский р-н), сооружен в 1779 году. Это все,
что известно о нем из скудных исторических источников. Между тем, даже такая
небольшая и, казалось бы, мало примечательная приходская церковь в уездном
городе может открыть внимательному зрителю целый пласт необычного зодчества,
характерного прежде всего для купеческих центров, как больших, так и малых. Дело
в том, что посадская, в основном – купеческая, архитектура появилась в Русском
государстве сравнительно поздно: в XVII веке. Но это столетие было хотя и
поздним, но все же средневековьем, а в 1700 г. в России наступило Новое время,
буквально ворвавшееся вместе с петровскими реформами. Архитектура была повернута
в русло «больших стилей», а это значит, что мы должны везде ожидать той или иной
степени осведомленности о свойствах или формах «большого стиля» и, в зависимости
от степени осведомленности мастеров и заказчиков, судить о близости к столице
или о глубине провинциальности того или иного памятника. В определенном смысле
это верный путь, но он не учитывает некоторых сложных процессов, которые
происходили в культуре и архитектуре.
План
Дело в том, что, несмотря на всю ограниченность реформ и ограниченность
свобод в России вообще, преобразования Петра I и последовавшее за ними столетие
были все же временем освобождения (пусть неполного) как отдельного человека, так
и городов. Введение магистратов, бургомистров, выделение городов в политическом
и культурном отношении и наделение их хотя бы видимостью коммунальной автономии,
привело, как это ни парадоксально, к двум противоположным процессам. С одной
стороны, купечество и мещанство российских городов откликнулось на европеизацию
сверху и стало воспроизводить в своих постройках европейские стили. С другой
стороны, та же часть населения стала в архитектуре больших и малых городов
добиваться все большей архитектурной обособленности от столиц – в результате
были созданы городские архитектурные школы. Некоторые из них использовали новые
барочные формы, но из них создавали особенную архитектуру с узнаваемым местным
лицом (Великий Устюг, Тотьма, Переславль), а в некоторых знаменем и одновременно
источником самобытности стала архаика – древнерусские формы (Суздаль, Владимир,
Ростов).
В Пятницкой церкви Торжка виден процесс оформления подобной местной традиции:
колокольня здесь вполне барочная, прямоугольный алтарь с полукупольной кровлей –
тоже, сам храм покрыт купольной кровлей с граненым барабанчиком – вполне в
барочной манере. Но рядом с этими «новыми» формами притаилось столько черт из
Средневековья, что удивительно – как это могло быть построено в разгар века
Просвещения, на семнадцатом году правления Екатерины Великой? Что могло значить
такое цветение древнерусских деталей, всех этих огибающих лопаток, карнизов с
поребриком, киотов и, наконец, маленьких нишек, складывающихся во фризы,
имитирующие пояс кокошников наверху четверика? Это значит, что и в последней
четверти XVIII века все еще была актуальна своя, купеческая, традиционная
архитектура и что жители Торжка, насмотревшиеся на дороге из Москвы в Петербург
всяческих «стильных» форм, все же пытались создать свой вариант храма, очень
далекий от новшеств зодчества того времени.
Вл.В. Седов
Библиография:
Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С.
556.
вверх
|
|
|