|
|
SOS
Вл.В. Седов
Церковь Спаса-Преображения в Спас-Косицах
VI-MMIII - 25.03.2003
Общий вид
На самом краю Наро-Фоминского района Московской области
находится село Спас-Косицы, в котором сейчас нет ни следа
усадьбы. Осталась только величественная, хотя пустая
и разрушающаяся, церковь Спаса-Преображения со
стоящей отдельно колокольней, построенные по заказу графа
Александра Ивановича Шувалова. Граф А.И.Шувалов
(1710–1771), фельдмаршал и кавалер ордена Андрея
Первозванного, был старшим братом крупнейшего деятеля
времени императрицы Елизаветы Петровны, Петра Ивановича
Шувалова. Он был не менее успешным царедворцем и политиком и получил свой графский
титул одновременно с братом, в 1746 г. Строительство монументального храма в подмосковной усадьбе обычно датируется 1761 г., когда Шувалов
ушел в отставку. Но эта дата отмечает, скорее, начало постройки храма и усадьбы, что подтверждает и архитектура сохранившихся зданий.
Интерьер и деталь колокольни
Церковь в Спас-Косицах принадлежит к группе пятиглавых четырехстолпных храмов,
которые появились в елизаветинское время как знак обращения к православной традиции.
Ближайшими к нашему памятнику сооружениями были собор
Свенского монастыря и церковь Климента в Москве (хотя они
намного больше). В этих и других храмах елизаветинского
времени был оформлен сам тип, но по сравнению с постройкой
Шувалова их декорация была намного более пышной. В Спас-Косицах центрический объем
обработан достаточно плоскостно. Основное внимание уделено
силуэту, в котором главную роль играет ротивопоставление
инертного кубического основания и группы высоких барабанов с причудливыми главами.
План
Это сочетание спокойного декора и сложной композиции
использовано и в интерьере храма, где световые «колодцы»
барабанов, в среднем из которых есть и люкарны в
куполе, дающие дополнительную пространственную «интригу», а также несущие барабаны
стены и столбы отделаны изящными штукатурными пилястрами и карнизами.
Несколько другой характер имеет колокольня,
декор нижнего яруса которой еще вполне близок к декору
храма, в то время как верхние ярусы, украшенные отделенными от стен колоннами и скруглениями углов, несут отпечаток
барочной беспокойности и затейливости. Нет сомнения в том, что
и храм и колокольня сооружены в 1760-е – 1770-е годы, когда
в Москве развивалось «екатерининское барокко» – стиль, в
котором преобладали сложные позднебарочные формы, но
присутствовали и черты рококо и отдельные мотивы раннего
классицизма. Одним из самых ярких памятников этого стиля
оказывается и церковь в Спас-Косицах, дающая, к тому же,
единственный пример использования пятиглавой, «соборной»
композиции в позднебарочном зодчестве Москвы и подмосковных усадеб.
У нас нет оснований для определения авторства храма
и колокольни в Спас-Косицах. Здесь есть декоративные
мотивы, схожие с мотивами на фасадах построек К.И.Бланка,
но композиция церкви в шуваловской усадьбе для
Бланка совершенно не характерна. Можно предположить
авторство Чевакинского или Квасова, но оснований для
подобных атрибуций будет тоже немного. Несомненно только то,
что это загадочное сооружение возведено по проекту одного из
крупных зодчих своего времени и отмечает одну из вершин
«екатерининского барокко».
Вл.В.Седов
Библиография:
Ильин М.А. Спас-Косицы // Материалы по истории русского искусства.
Вып. II. М., 1928. С. 15-16.
Ильин М.А. Подмосковье. М., 1966. С. 196.
Памятники архитектуры Московской области. Т. 2. М., 1975. С. 67.
вверх
|
|
|