приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

SOS

Вл.В. Седов
Церковь Троицы в Барановой Горе
X-MMIV - 07.05.2004

 

Портик

Этот полуразрушенный храм стоит как будто не на своем месте: ему бы организовывать площадь Петербурга или улицу губернского города, а он поставлен на краю крохотной деревеньки, на холме посреди темно-зеленых елей северо-западной России (Кувшиновский р-н Тверской обл.). Величие храма и столичный характер его архитектуры объясняются просто: он построен по проекту В.П. Стасова, крупнейшего зодчего петербургского ампира. А вот городской масштаб храма, сооруженного к 1831 г. и освященного в 1832 г., объясняется не так легко.

Общий вид

Неподалеку от Барановой Горы расположена усадьба Велеможье, принадлежавшая А.М. Полторацкому, владевшему также более знаменитой усадьбой Грузины под Торжком, в строительстве которой также участвовал В.П. Стасов. В Велеможье сохранились только жалкие остатки приписываемых Стасову хозяйственных построек, а вот относительно Барановой Горы авторство знаменитого архитектора устанавливается точно: в письме к Стасову Полторацкий в 1831 г. писал о завершении работ по церкви «по плану и перемене вашей, что послужило к большому украшению; истинно совершенный великолепный храм и вам много обязан».

Интерьер

Следует сразу подчеркнуть, что большинство усадебных храмов и приходских сельских храмов близ усадеб имеют средние и даже небольшие размеры, и чаще по своему масштабу соотносятся с относительно камерными усадебными постройками. Примеры особенно крупных и величественных усадебных церквей есть, но их не так уж много (можно вспомнить Матренино Воронцовых, Шкинь, Бельское Устье и некоторые другие). В нашем случае масштаб храма объясняется даже, видимо, не амбициями заказчика, а тем, что присланный петербургским архитектором проект не соответствовал месту, автор его не соотносил с конкретным расположением и не перерабатывал. Общий абрис и идея удовлетворили Полторацкого – и стройка началась без оглядки на размеры.

План

План, пространственная композиция и даже размеры церкви в Барановой Горе очень близки к плану, композиции и размерам Спасо-Преображенского собора в Петербурге, возведенного по проекту Стасова в 1827–1829 гг. Различие состоит в том, что у петербургского собора один четырехколонный ионический портик с запада, тогда как у усадебной церкви их два, они тосканские и помещены по бокам, с севера и юга. По-другому обработаны и окна основного объема храма в Барановой Горе. Все остальное очень похоже, и заставляет предполагать, что небольшие различия вызваны в большей части упомянутыми Полторацким «переменами» в авторских чертежах, а не переработками самого Стасова.

Если оценивать храм в Барановой Горе с точки зрения новизны и оригинальности, то эти качества можно найти лишь в немногих деталях. В большей степени храм Троицы следует рассматривать как несколько пересмотренную и откорректированную авторскую копию знаменитого городского собора. С этой точки зрения это памятник поистине уникальный и выглядящий курьезом, не снижающим, впрочем, серьезности архитектуры и значения авторства.

Вл.В.Седов

Библиография: 
Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 586–587; Пилявский В.И. Постройки В.П. Стасова в усадьбах под Рязанью, Калугой и Торжком // Архитектурное наследство. Вып. 9. Л.–М., 1959. С. 98–102.

вверх

 Архив

   

07.05.2004 X-MMIV
Вл.В. Седов
Церковь Троицы в Барановой Горе

   

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
    
XXVIII-MMIX
    
XXIV-MMVIII
    
XXIII-MMVIII
    
XXII-MMVII
    
XXI-MMVII
    
XX-MMVI
    

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   

I-MMI

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна