|
|
SOS
Вл.В. Седов
Церковь Воскресения в Воскресенской Слободке
IV-MMII - 26.09.2002
Этот поистине великолепный и почему-то совершенно неизвестный
храм стоит посреди небольшого села, расположенного на берегу реки
Нерль в Суздальском районе Владимирской области. В литературе
церковь датируется 1743 годом, что совершенно невероятно, по крайней
мере, для основного объема. Дело в том, что собственно храм принадлежит к так называемому нарышкинскому стилю, расцвет которого
относится к последнему десятилетию XVII века. Конечно, отдельные
памятники этого стиля появлялись и в первые десятилетия следующего
столетия, но уж точно не в 1740-е годы. Эти запоздалые постройки
по своей композиции и декору всегда были провинциальны и никогда не
поднимались даже до среднего уровня храмов эпохи расцвета
стиля.
Виды храма с востока и юго-запада
В церкви Воскресенской Слободки мы, наоборот, сталкиваемся с необычайно сложной композицией, острым силуэтом и тонким по
исполнению декором. Основу композиции составляет характерный для
нарышкинского стиля объем «восьмерик на четверике» с пониженным
трехчастным алтарем. В восточной части четверика размещен балкон
хор, что встречается только в усадебных церквах крупнейших
вельмож раннепетровского времени. С востока к храму примыкает
необычная двухэтажная трапезная, во втором этаже которой находятся
два придела, отмеченные изящными световыми восьмериками. Две
дополнительные главы в сочетании с ярусным восьмериком храма
и главкой над алтарем создают оригинальный многоглавый силуэт
храма. Само расположение двух приделов по сторонам прохода на
«владельческие» хоры восходит (через множество промежуточных
ступеней) к таким памятникам константинопольской архитектуры
времени Палеологов, как церковь Паммакаристос начала XIV века.
Интерьер
Сложный и «столичный» декоративный набор на фасадах
храма, включающий колонки на постаментах, наличники с разорванными фронтонами, восьмигранные
окна и даже «царственные» раковины, свидетельствует, наравне с композиционными особенностями, о том,
что храм в Воскресенской Слободке сооружен в период расцвета стиля
где-то на рубеже XVII–XVIII веков.
Короткая трапезная храма несколько позже была расширена
к западу, причем декор достроенной части буквально повторяет первоначальный. Еще позже, вероятно, в том
самом 1743 году, была построена высокая колокольня, острый силуэт
которой завершил формирование комплекса. Четыре яруса колокольни украшены плоскими пилястрами
в духе «протестантского» барокко, характерного для времени императрицы Анны Иоанновны. Образцом
для этих ярусов послужила очень похожая колокольня московской
церкви Козьмы и Дамиана в Кадашах (1730-е гг.), тогда как завершающая
часть с полуглавиями и шатриком взята, вероятно, из колокольни
усадебной церкви в Вешняках (1734). Так что и колокольня принадлежит
к памятникам, связанным со столичной, московской архитектурой.
Кажется, что именно во время постройки колокольни в интерьере
храма появилась изысканная лепная декорация в духе северного барокко.
Вл.В.Седов
Библиография:
Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов
Владимирской епархии. Вып. III. Владимир, 1896. С. 104.
вверх
|
|
|