приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

К 20-летию бумажной архитектуры
Андрей Чельцов
XI-MMIV - 31.07.2004

Василий Бабуров: Как Вы оказались среди «бумажных» архитекторов?

Андрей Чельцов: Отправной точкой стало участие в архитектурных конкурсах, причем не «бумажных». В конце 1970-х – начале 1980-х (я тогда учился на третьем курсе) я познакомился со Славой Овсянниковым, который вместе с Лежавой и каким-то отличным африканцем делал конкурс на застройку квартала в Сенегале. Меня привлекли в качестве «раба», и так я попал в конкурсную тусовку. Примерно в то же время я познакомился со Львом Евзовичем и Марком Хайсманом, которые учились на курс старше у Бархина и вдвоем делали разные конкурсы. Это было довольно сильное партнерство, и жаль, что потом оно распалось. Сейчас Евзович – член арт-группы АЕС, а Хайсман создает прекрасные витражи. Я помогал им, был как бы младшим соавтором. В 1980 мы делали конкурс на пристройку к зданию ВТО на Пушкинской площади, в котором участвовало много народу – от маститых зодчих до студентов. Это был не «бумажный», а «реальный» конкурс, и мы, как сейчас помню, сделали отличный проект. Он был одним из самых веселых и правильных. Через некоторое время Овсянников познакомил меня с Кирпичевым, который уже тогда вел детскую студию ЭДАС. Конкурс для Сенегала делался как раз у него, в мастерской на Брестской улице. Туда же приходил Миша Белов, показывал свой проект «Дома-экспоната» (JA Shinkenchiku, 1981 г.).

Какие проекты Вы делали с Кирпичевым?

В 1982 году мы делали конкурс журнала Architectural Design «Кукольный дом». Собралась большая команда (Влад Кирпичев, Миша Лабазов, Володя Тюрин, Дима Гусев, позже пришел Андрей Савин). Идей было много, и возникла мысль послать в Англию не один, а два проекта. Один из вариантов (он условно назывался «Фотоаппарат») курировал я, а другой («Небоскреб») – Владислав. «Небоскреб» был очень типичен для Кирпичева – позже (уже после конкурса) Владислав выполнил его в ценных породах дерева. Влад – перфекционист, он все должен был доводить до «звона». Надо было делать макет, и мы ходили по мебельным фабрикам и таскали оттуда деревянные изделия. С Кирпичевым мы сделали конкурс на Тэт Дефанс (Б.Бархин, Ю.Бархин, В.Кирпичев, А.Чельцов, 1983 г.).

Михаил Лабазов, Андрей Чельцов
«Жилище как отражение себя». 1986
Конкурс «King Fahd Award». 1 премия

Когда Вы познакомились с Вашими коллегами по «Арт-Бля» – Михаилом Лабазовым и Андреем Савиным?

Лабазова я впервые увидел в кирпичевской студии. Миша тогда учился на первом курсе. Он сидел и резал из бумаги макеты детских площадок. Я хорошо помню, какое впечатление он произвел на меня своей фантастической скрупулезностью и усидчивостью. Он вырезал аккуратные квадратики 1 х 1 см – это были тонкие рамочки, из которых потом складывались сложные композиции. В то время Миша общался с Владиславом настолько плотно, что я воспринимал его как неотъемлемую часть студии, как свет и мебель. С Савиным мы познакомились чуть позже, но также в институтские годы, хотя тогда мы вместе почти не работали. Долгое время связующим звеном между нами был Миша.

Андрей Чельцов «Дроянский конь». 1989

Чем Вы занимались после окончания МАРХИ?

После окончания института я полтора года отслужил в армии, затем еще полтора проработал в Моспроекте в мастерской Максима Былинкина. Когда положенный срок работы по распределению истек, я устроился художником в художественный салон на Петровке. Работа там заключалась в развешивании картин, параллельно я еще делал какие-то худфондовские халтуры вместе с Лешей Бавыкиным и Мишей Лабазовым. В 1986 году я уехал в Англию, откуда вернулся лишь 6 лет спустя. Работал в разных фирмах – занимался «реальным» проектированием. Начиная с 1992 года мы стали работать с Лабазовым и Савиным уже постоянно.

Сейчас, 20 лет спустя, как Вы оцениваете период бумажной архитектуры?

«Бумажная архитектура» – очень искусственный термин. Например проекты, реализующиеся сегодня в мире, еще пару десятков лет назад воспринимались как чисто «бумажные». «Бумажное» проектирование для архитектора – один из путей формирования собственного мировоззрения и оттачивания творческой манеры. Вот Уильям Олсоп на протяжении всей своей жизни рисует картины. 20 лет назад все его творчество можно было отнести к бумажной архитектуре в чистом виде. А сегодня он все это спокойно строит. «Бумажным» архитектором до недавнего времени мы воспринимали и Чернихова, а сегодня это реальность. Правда, речь идет о развитых странах, а не о России. Мы до сих пор ментально и интеллектуально относим себя к Западу, хотя на самом деле мы страна третьего мира. Нам сложно с этим смириться. Вот мы и сочиняем всякие литературные сказки, кричим, что мы часть большой восьмерки. Я в свое время посмеивался над китайцами, над их небоскребами в форме пагод, а сегодня они реализуют фантастические проекты олимпийских объектов. Конечно, эти проекты выполнены иностранными архитекторами. Но через пять-десять лет они сами начнут так проектировать.

Арт-Бля
«Деревянная башня». 1990
Котка, Финляндия

В российской бумажной архитектуре была мощная литературная струя. Так сказать, литература архитектурными средствами…

Бумажная архитектура была модным веянием. В 99 случаях из 100 это была иллюстрация некой литературной идеи, какого-то сценария. «Мост», «одеяло»… То есть, проект представлял собой некую историю, иллюстрированную картинками. У Бродского с Уткиным, Белова, да почти у всех в каждом проекте обязательным элементом были тексты или стишки с картинками-комиксами. Стих-поэма плюс картинка-иллюстрация. Впрочем, чего удивляться – мы же самая читающая нация в мире! Поэтому проекты Буша, Подъяпольского и Хомякова мне всегда нравились больше, чем работы других «бумажников», потому что в них «сказок» было гораздо меньше. Не было в них литературы, поэм, стихотворений… Мы тоже пытались убежать от этого в сторону образности, объема, пространства, архитектуры. Не литературы архитектурными средствами, а архитектуры архитектурными средствами.

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
Архитектурная мастерская «А-Б»
Завод безалкогольных напитков (Ступино)

   

31.07.2004 XI-MMIV
Александр Асадов
Культурно-деловой, торгово-развлекательный и жилой комплекс «Перекресток» на улице Братьев Кашириных (Челябинск)

   

31.07.2004 XI-MMIV
Архитектурная мастерская Бавыкина
Проект 35-этажного жилого дома с подземной автостоянкой на Сельскохозяйственной улице (Москва)

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
Творческая мастерская архитектора Быкова
Жилой дом на углу улиц Ошарской и Белинского (Нижний Новгород)

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
Антон Надточий, Вера Бутко
Реконструкция здания на 2-й Тверской-Ямской улице (Москва)

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
Владимир Плоткин
Жилой комплекс в Кочновском проезде (Москва)

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
ROSE GROUP
Жилой комплекс в Коробейниковом переулке, владение 1/2, строения 6, 15, 17. Остоженка, Москва

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры
Андрей Савин

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры
Михаил Лабазов

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры
Андрей Чельцов

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры
Александр Бродский

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна