приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

К 20-летию бумажной архитектуры
Михаил Лабазов
XI-MMIV - 31.07.2004

Арт-Бля
«Коммуникационный центр». 1992
Росток, Германия

Василий Бабуров: С чего для Вас началась бумажная архитектура?

Михаил Лабазов: Курсе на третьем (это было году в 1980 или 1981) я познакомился с Владом Кирпичевым. В то время я помогал ему преподавать в детской студии и делать какие-то работы, в том числе «бумажные» конкурсы, которые тогда только начинались. Одной из первых таких работ стал конкурс «Doll’s house», объявленный в 1982 году журналом Architectural Design. Конкурс проходил в два тура. Первый был открытым, во втором участвовали приглашенные участники. Мы выступали в одной команде с Владом Кирпичевым, Андреем Чельцовым, Володей Тюриным и Димой Гусевым и представили два проекта. Во второй тур прошли оба – единственные из советских участников. На втором этапе, когда надо было отсылать макет, к нам присоединился Андрей Савин. Среди отмеченных работ конкурса помимо нашей были такие имена, как Жан Нувель и Тадао Андо. Пока учились в институте, сделали еще несколько совместных проектов и конкурсов. Начиная с четвертого курса мы работали уже самостоятельно, и тогда же определился костяк нашей группы. В то время с нами работал Володя Тюрин. Сделали несколько конкурсов вместе с Юрой Аввакумовым в САКБ МАРХИ, с Мишей Беловым, что-то выиграли.

Как и когда Вы познакомились со своими партнерами по «Арт-Бля» Андреем Чельцовым и Андреем Савиным?

Мы встретились в начале 1980-х годов, в годы учебы в МАРХИ. Андрей Чельцов был на два года старше, а с Андреем Савиным мы были однокурсники, хотя учились в разных группах.

Чем Вы занимались после окончания МАРХИ?

После окончания института я отработал положенные три года в Моспромпроекте в мастерской Леонида Павлова, затем в Моспроекте-2, куда меня перетащил Алексей Бавыкин. В начале 1988 года мы с Андреем Савиным выиграли конкурс Союза архитекторов на Музей Высоцкого и получили право на его реализацию. Кроме того, подходил еще один заказ, и в Моспроекте меня ничего не держало. Только-только начали появляться архитектурные кооперативы, а с ними «реальные» (как тогда казалось) заказы.

А как Вы оказались во ВНИИТАГе?

Инициатива исходила от одного из руководителей ВНИИТАГа Ирины Атыковны Азизян, пригласившей нас с Андреем Савиным поработать в структуре института. Предложение нам очень понравилось. Была предоставлена большая степень свободы действий (в частности, план работы мы определяли сами). Там мы проработали около двух лет – с 1989 по 1991. Мы продолжали делать конкурсы и другие работы, которые считали нужными. Параллельно участвовали в работе над книгой «Бумажная архитектура», в которой должны были быть собраны проекты всех «бумажников». Комментарии к проектам писал Давид Бернштейн. Книга была практически готова и стояла в плане, однако так и не вышла. Проекты, сделанные во ВНИИТАГе, были связаны общей линией и вместе с текстами были опубликованы в одном из сборников ВНИИТАГ в 1991 году.

Вы исследовали какие-то определенные проблемы?

Все было связано с границей между архитектурным объектом и окружающей средой, массой и пустотой, возможностью стирания этой черты, придания неоднозначности самому понятию «ограждение». В какой момент пустота становится объемом, объектом, приобретает массу, и насколько можно размыть силуэт и структуру реального объекта, растворив его в окружении.

Бумажная архитектура ограничивалась конкурсным проектированием?

Была еще одна важная тема – «одноразовая архитектура». В 1991 году мы были в Германии, в Киле. Там проводилась выставка, посвященная этой теме. Мы делали объекты-инсталляции и параллельно вели семинар для немецких студентов, которые под нашим руководством сделали несколько проектов на берегу моря. Эта тема важна для нас в не меньшей степени, чем другие наши работы. Говоря о стирании границ, я имел в виду не только физические объекты, но и жанры. «Одноразовая архитектура» – пример такого смешения.

Когда возник брэнд «Арт-Бля»?

Году в 1985–87, то есть уже после окончания МАРХИ. «Арт-Бля» – не столько архитектурное бюро в чистом виде, сколько круг единомышленников в самом широком понимании. На разных этапах в группу входили совершенно разные люди – архитекторы, художники, дизайнеры, хотя костяк из нас троих сохранялся практически постоянно. Долгое время мы даже сознательно не публиковали фотографии членов «Арт-Бля» – людей было так много, что сделать коллективное фото было просто невозможно. Практически все наши работы мы и сейчас делаем совместно. Конечно, у каждого из нас свои интересы (я, к примеру, преподаю в детской студии), хотя узкой специализации у нас нет. Мы участвуем в разнообразных арт-проектах, однако 90 процентов времени каждого из нас занимает «реальное» проектирование. Помимо прочего, это средство к существованию и возможность финансировать некоммерческие проекты.

Арт-Бля
«Одноразовая архитектура». 1991
Киль, Германия
Арт-Бля
«Одноразовая архитектура». 1991
Галерея А3, Москва

Чем для Вас была бумажная архитектура?

В жизни каждого архитектора есть период, который он должен пережить. В то время бумажная архитектура, даже не бумажная архитектура, а просто участие в конкурсах было для нас единственной возможностью для самореализации. Я не отделяю нашу нынешнюю деятельность от того периода – продолжается непрерывная линия развития. В какой-то момент количественные изменения, наверное, переходят в новое качество.

Была ли бумажная архитектура архитектурой в чистом виде? Кажется, в ней было больше литературы, чем формальных или пространственных идей.

Литературный слой обязательно присутствует в любой хорошей архитектуре. Вспомним Херцога и де Мерона, у которых он выражен достаточно ярко. Другой вопрос, какова эта литературная компонента. Ей вовсе необязательно быть повествовательной.

Как Вы считаете, бумажная архитектура – серьезное явление в контексте мировой истории?

Я не вижу в ней особой исключительности. Это был чистый брэнд, сыгравший свою роль на определенном этапе. Говорить о бумажной архитектуре как о неком творческом объединении или направлении едва ли возможно. Стиль Бродского и Уткина имеет мало общего с манерой Белова. Буша, Подъяпольского и Хомякова мало что связывает с Филипповым и Бронзовой. Этим «бумажники» 1980-х принципиально отличались от конструктивистов и рационалистов 1920-х, которых связывала определенная идеология. Близость же «бумажников» была чисто социальной и возрастной. Их связывало участие в конкретных конкурсах. Они абсолютно разные люди с различной внутренней мотивацией. Общего у них не больше, чем у китов с акулами, бакланами и кораблями, хотя и те и другие плавают в море.

вверх

 Архив

   

Кто у нас ньюсмейкеры

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
Архитектурная мастерская «А-Б»
Завод безалкогольных напитков (Ступино)

   

31.07.2004 XI-MMIV
Александр Асадов
Культурно-деловой, торгово-развлекательный и жилой комплекс «Перекресток» на улице Братьев Кашириных (Челябинск)

   

31.07.2004 XI-MMIV
Архитектурная мастерская Бавыкина
Проект 35-этажного жилого дома с подземной автостоянкой на Сельскохозяйственной улице (Москва)

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
Творческая мастерская архитектора Быкова
Жилой дом на углу улиц Ошарской и Белинского (Нижний Новгород)

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
Антон Надточий, Вера Бутко
Реконструкция здания на 2-й Тверской-Ямской улице (Москва)

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
Владимир Плоткин
Жилой комплекс в Кочновском проезде (Москва)

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
ROSE GROUP
Жилой комплекс в Коробейниковом переулке, владение 1/2, строения 6, 15, 17. Остоженка, Москва

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры
Андрей Савин

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры
Михаил Лабазов

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры
Андрей Чельцов

   
 

31.07.2004 XI-MMIV
К 20-летию бумажной архитектуры
Александр Бродский

   

 Архив раздела

   

XXIX-MMIX

   

XXVIII-MMIX

   

XXIV-MMVIII

   

XXIII-MMVIII

   

XXII-MMVII

   

XXI-MMVII

   

XX-MMVI

   

XIX-MMVI

   

XVIII-MMVI

   

XVII-MMVI

   

XV/XVI-MMV

   

XIV-MMV

   

XIII-MMV

   

XII-MMIV

   

XI-MMIV

   

X-MMIV

   

IX-MMIII

   

VIII-MMIII

   

VII-MMIII

   

VI-MMIII

   

V-MMII

   

IV-MMII

   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна