приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Владимир Седов
Святилище в русской архитектуре
V-MMII - 20.11.2002

Клуб

Эпоха особняков кончилась полным крахом, и настала эпоха насильственного обобществления. Советская власть и партия большевиков, конечно, порождали новый культ Партии и ее вождей, но он выразился как-то ограниченно: в многочисленных статуях и одном-единственном Мавзолее, к тому же маленьком. В культовой стороне русского коммунизма не было возможностей для архитектурного оформления – в силу ограниченности культа, его протестантского (несмотря на Мавзолей) характера. Дома-коммуны для рабочих, больницы и здания бюрократических контор давали возможность для проявления нового стиля, конструктивизма, но не были объектом приложения всех архитектурных сил. Такими объектами стали клубы.

Проекты кинотеатра «Ударник» в Москве. 1928–1930. Архитекторы Б.М. и Д.М.Иофан

Интерьеры кинотеатра «Ударник». Фото начала 1930-х годов

Клубы имели самые разные функции, просветительские и политические, развлекательные и оболванивающие, но главной их функцией была культовая. Это были святилища Трудового Народа, самостоятельно взявшего власть в свои руки и творящего новую жизнь. Здесь Народ РСФСР работал идейно или, скорее, воспринимал идеи (работал физически он на фабрике), а потому во всех кружках, драмтеатрах и кинозалах (и даже на танцульках) он поклонялся здесь сам себе и руководящей им партии. Этот сакральный характер клубов, намного превосходящий в своей сакральности крематории и Мавзолей, архитекторы почувствовали сразу. Они поняли прогрессистский характер этой сакральности и потому в клубах появились такие «технические» образы, как шестеренка, цилиндр, трактор. Поэтому все основные формы конструктивизма и функционализма здесь сосредотачивались, сопоставлялись и усиливались. Этот краткий период утопической архитектуры, породившей клубы Мельникова, Весниных и Голосова, был самым успешным в создании новых форм. Именно в архитектуре клубов, в самом существовании клубов было преимущество русского конструктивизма перед новой архитектурой Запада: там не было такой функции, а святилище располагалось где-то в районе зданий демократических институтов (Лига Наций или Центросоюз) или в тех же виллах Корбюзье, продолжавших в новых формах тему святилища-особняка.

<<вернуться    далее>>

вверх

 Архив

     

20.11.2002 V-MMII
Михаил Пророков
Drug свободного человека

     

20.11.2002 V-MMII
Владимир Седов
Святилище в русской архитектуре

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна