|
|
Культура
Владимир Седов
Святилище в русской архитектуре
V-MMII - 20.11.2002
Клуб
Эпоха особняков кончилась полным крахом, и настала эпоха насильственного обобществления. Советская
власть и партия большевиков, конечно, порождали новый культ
Партии и ее вождей, но он выразился как-то ограниченно: в многочисленных статуях и одном-единственном
Мавзолее, к тому же маленьком. В культовой стороне русского коммунизма не было возможностей для
архитектурного оформления – в силу ограниченности культа, его протестантского (несмотря на Мавзолей)
характера. Дома-коммуны для рабочих, больницы и здания бюрократических контор давали
возможность для проявления нового стиля, конструктивизма, но не были
объектом приложения всех архитектурных сил. Такими объектами
стали клубы.
Проекты кинотеатра «Ударник» в Москве. 1928–1930. Архитекторы Б.М. и Д.М.Иофан
Интерьеры кинотеатра «Ударник». Фото начала 1930-х годов
Клубы имели самые разные функции, просветительские и
политические, развлекательные и оболванивающие, но главной их
функцией была культовая. Это были святилища Трудового Народа,
самостоятельно взявшего власть в свои руки и творящего новую жизнь.
Здесь Народ РСФСР работал идейно или, скорее, воспринимал идеи
(работал физически он на фабрике), а потому во всех кружках, драмтеатрах и кинозалах (и даже на
танцульках) он поклонялся здесь сам себе и руководящей им партии.
Этот сакральный характер клубов, намного превосходящий в своей
сакральности крематории и Мавзолей, архитекторы почувствовали сразу. Они поняли прогрессистский характер этой сакральности
и потому в клубах появились такие «технические» образы, как шестеренка, цилиндр, трактор. Поэтому
все основные формы конструктивизма и функционализма здесь
сосредотачивались, сопоставлялись и усиливались. Этот краткий период
утопической архитектуры, породившей клубы Мельникова,
Весниных и Голосова, был самым успешным в создании новых форм.
Именно в архитектуре клубов, в самом существовании клубов было
преимущество русского конструктивизма перед новой архитектурой
Запада: там не было такой функции, а святилище располагалось где-то
в районе зданий демократических институтов (Лига Наций или
Центросоюз) или в тех же виллах Корбюзье, продолжавших в новых
формах тему святилища-особняка.
<<вернуться
далее>>
|
|
|