|
|
Культура
Ирина Кулик
Выколотый глаз сюрреализма
XI-MMIV - 30.07.2004
Кадр из фильма
«Андалузский пес», 1929
Авторы Луис Бунюэль,
Сальвадор Дали
Среди многообразных авангардов первой
половины прошлого столетия сюрреализм
кажется едва ли не самым консервативным движением. Вспомните расположенные в хронологическом порядке залы
любого музея искусства ХХ века. После
всевозможных супрематизмов и дадаизмов, коллажей, контррельефов и редимейдов оправленные в золотые рамы
анахронично виртуозные живописные
полотна Сальвадора Дали или написанные
с якобы малярским простодушием
картины Рене Магритта выглядят не «сюрреалистической революцией», но академической контрреволюцией. Реакционным
сюрреализм в свое время называл классик
художественной критики и апологет
послевоенной абстракции Клемент
Гринберг. Еще бы – сюрреалисты вернули
в живопись сюжет, в то время как усилия
их предшественников и современников –
Сезанна, Пикассо, Мондриана или Кандинского – были направлены на то, чтобы
покончить со всяческой изобразительностью во имя изучения самих законов,
по которым существует картина и живопись. Даже общепринятой эмблемой
сюрреализма предстает глаз – орган,
незаменимый для художника, по старинке
доверчиво переносящего на полотно
реальность, доступную взгляду.
Впрочем, обошлись сюрреалисты
с этим органом изуверски. Чуть ли
не самый известный глаз сюрреализма –
это рассеченное бритвой, вытекшее око
в начале фильма «Андалузский пес».
Придумавший этот образ Сальвадор Дали
не отказал себе в удовольствии вернуться
к этой членовредительской процедуре
в сцене сновидения, которую он сочинил
для психоаналитического триллера
Альфреда Хичкока «Завороженный». Там
гигантские ножницы разрезают изрисованный глазами занавес. Собственно
сновидение, подлежащее толкованию
и содержащее значимые для сюжета
элементы, открывается за занавесом.
Но чтобы увидеть этот онирический ландшафт, нужно выколоть глаза – или хотя
бы закрыть их. Редко кому удается видеть
сны с открытыми глазами. Да и слово
«видеть» по отношению к столь важному
для сюрреализма сновидческому опыту все
же является условной фигурой речи.

Мегре, Сюзанна Мюзар,
Жорж Садуль
Cadavre exquis. 1929
Сюрреализм придумал немало практик создания визуальных произведений
с закрытыми глазами. Андре Бретон
в своем «Манифесте сюрреализма» описывает, например, не только пресловутое
автоматическое письмо, но и автоматическое рисование. «Снабженный карандашом
и белым листом, я с легкостью мог
следовать их (видений) очертаниям. Речь
шла не о том, чтобы рисовать, но о том,
чтобы калькировать. Я углублялся в лабиринт линий, который, по видимости,
ни к чему не вел. И, открывая глаза, я
испытывал очень сильное ощущение
«никогда не виданного» (jamais vu)». Разумеется, в опыте калькирования «никогда
не виданного» глаз не нужен – автоматический рисунок совершается с закрытыми
веками.
На рисовании или письме вслепую
отчасти строится и любимая сюрреалистами игра в «изысканный труп» – своего
рода буриме, где каждый игрок должен
продолжить невидимый для него текст
или рисунок, сделанный предыдущим
участником игры. Глаз устраняется
в знаменитых фотографических опытах
Ман Рэя. Ибо что такое рэйограммы, как
не фотографии, сделанные без посредства
глаза, но на ощупь, через соприкосновение
предмета и фотобумаги. Сходным образом
функционирует и введенная в сюрреалистическое искусство Максом Эрнстом
техника фроттажа. Вместо глаза, отслеживающего возникающие на листе образы,
появляется рука, уже не срисовывающая –
натуру или же картины, порождаемые
воображением художника – но калькирующая при закрытых глазах, автоматически заставляющая проявиться на бумаге
рельеф скрытого за ней предмета.
Сам лист бумаги обретает, таким
образом, двойную функцию. Прежде чем
стать местом проявления и появления
изображения, предстающего перед взглядом зрителя, он оказывается покровом,
скрывающим некий предмет – тем самым
занавесом с ненужными глазами. Что же
до скрытых за ним таинственных вещей,
то их форму призвана обнаружить
и проявить на ощупь скользящая по листу
рука. В сущности, именно рука, а не глаз,
является подлинным рабочим органом
сюрреалистического художника (и практикующего автоматическое письмо писателя). Эта рука – автономная, отсеченная
от тела, возникает в сюрреалистических
текстах, фильмах или живописи даже
чаще, чем глаз. Можно вспомнить
отрубленную руку, фигурирующую в том же «Андалузском псе», или рисунок Ман
Рэя, на котором гигантская рука вписана
в горный пейзаж. Она выползает из-за
поворота дороги-серпантина и кажется
принадлежащей великану-слепцу,
ощупывающему ландшафт, подобно лицу
невидимого собеседника.
далее>>
|
 |
|