|
|
Культура
Григорий Ревзин
Архитектурная фэнтези
XIII-MMV - 27.03.2005

«Готическая симфония»
Начиная с этого номера следующие четыре
обложки нашего журнала будут украшать
работы Артура Скижали-Вейса.
Понятно, насколько они связаны
с долгой традицией бумажной архитектуры. Пиранези, Булле, Леду, Чернихов,
русские бумажники 1980-х. Комментария не требуется. О неудовлетворенности
результатами своей работы говорят
сегодня все архитекторы, но только в творческом, а не в материальном плане. Можно
только отдать должное принципиальности
человека, который эту неудовлетворенность довел до логического конца, оставил
реальную практику и обратился к жанру
архитектурной утопии. Других таких примеров я на сегодняшний день не знаю.

«Волшебный город»
Мне бы хотелось сказать не о том,
чем эти работы похожи на историю бумажной архитектуры, а о том, чем они от нее
отличаются.

«Ритуальное здание
– шар»

«Город вавилонских
башен»
Пиранези рисовал прошлое. Прошлое
не было таким, каким он его рисовал, римские сооружения ни в какой момент своего
существования не были такими, как он их
увидел, но тем не менее мыслилось это как
образ прошлого величия, которое когда-то было, а теперь утрачено. Булле и Леду
рисовали «вечность». Их здания не были
построены никогда и никогда не могли
быть построены, но все, что реально строилось, должно было стремиться к этим
идеальным образам. Чернихов рисовал
будущее. Это будущее не было светлым;
от авангарда, из которого он вырос, Чернихов отличается тем, что его будущее скорее
пугает и подавляет, но его видения все
равно мыслятся так, что вот к этому может
прийти реальная архитектура. Не столько
должна, сколько – может, но именно
в реальности. Бумажники 80-х рисовали
альтернативу современности. Их работы
нельзя было выстроить буквально так, как
они нарисованы, но все-таки они намечали некий альтернативный путь развития
реальной архитектуры, который может
быть уточнен, переработан, но, в той или
иной степени, воплощен.

«Пространства Идеального
города»
Возьмем, скажем, «Ритуальное
здание – шар» Артура Скижали-Вейса.
Что перед нами? Прошлое? Нет, такого
никогда не было, и какие бы руины каких
бы то ни было древних цивилизаций мы
ни рассматривали, достроить из них такое
невозможно. Идеальная архитектура? Нет, ни одно из направлений современной или исторической архитектуры не
стремилось к такой форме. Образ будущего? Ни в малой степени, никакая из
современных тенденций развития человечества не приводит к такому результату.
Альтернатива сегодняшнему? Ну, в достаточно специфическом смысле. Это такая
альтернатива, которая ни в какой степени
не стремится стать реальностью.
далее>>
|
 |
|