приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Владимир Седов
Новая забота о городах и архитектура капустника
XX-MMVI - 10.03.2007

Металлические футболисты как образ человечества на дополнительной итальянской выставке

В этом году официальной темой Венецианской бьеннале значилась: «Город. Архитектура и общество». Если честно, то это сразу настораживало, поскольку невольно заставляло подозревать, что твоему взору отовсюду предстанут стенды с заголовками и сюжетами вроде «Мумбаи – город контрастов», «Сан-Паулу – город контрастов» или даже «Гаошунь – непростой город». Так оно и оказалось.

Куратор X Архитектурной бьеннале Ричард Бердетт (Richard Burdett) в своем эссе о теме выставки написал о пригородах и фавелах Боготы, трущобах Мехико. Он прямо говорит о том, что сооружение фавел, этих осовремененных бидонвилей, важнее, чем музей Гуггенхайма в Бильбао. А потому было совершенно неправильно ждать от выставки чего-нибудь выходящего за пределы высказывания «… – город контрастов».

Вход в павильон Италии

В главной анфиладе Арсенала один за другим следовали графики, таблицы и виды городов с птичьего полета. На сколько разных видов грязных и безнадежных фавел можно было насмотреться! Какие только бидонвили, подпольные притоны и тайные общежития не иллюстрировали основную идею! Зритель шел по текучим аэрофотоснимкам тех же городов и проникался значимостью проблем и трудностью их решения.

На выставке. Портовый город

Впрочем, решать все эти проблемы, похоже, никто и не собирался. Европа в лице куратора архитектурной бьеннале перехватила всемирную отзывчивость там, где раньше эта отзывчивость находилась – у русского народа в трактовке Достоевского и у Государственного департамента США, – и перенесла ее на мегаполисы мира. Все увидели, что дело плохо, европейцы, к тому же, увидели, что дело плохо везде, кроме Европы, все ужаснулись (или только приужахнулись), но ничего архитектурного не предложили. Только фотоконстатации и графические ламентации. Да еще при входе два китайских архитектора установили скромную могилку архитектуры. Акция такая, художественная. Приуроченная к спасению фавел.

Общежитие в Индокитае

Национальные павильоны откликнулись на вызов куратора. Итальянцы везде положили пачки брошюр и газет, намекнув на замусоренность и заброшенность городов. И повесили графики. Впрочем, они предложили и новый идеальный город, где-то в долине реки По: прямоугольник нового города-сада Верма, созданного по проекту десятка разных архитекторов под присмотром куратора Франко Пурини. Это очень интересно, хотя новизна здесь сомнительна (много здесь и от проектов на бьеннале в Валенсии, и от наших НЭРов), скорее нова сама идея возвращения к идеалу – ее очень долго не было, и эта идея успела обновиться.

В Арсенале. Макеты-эмблемы мегаполисов

Французы нанесли вина, нажарили сыра, мяса и лука, навешали таблиц и фотографий и предложили всем заходящим поесть, попить и переустроить города, но не сказали – как. Пространство создано – теперь переустраивайте на сытый желудок. Многие зашли. Простодушные немцы, назвав свою экспозицию «Превращаемый город», проиллюстрировали идею повсеместного появления в унылой среде веселеньких вставочек из современных материалов, а значит, оздоровления городов. На этом фоне совершенным интеллектуалом, оторванным от темы выставки, мировых проблем и даже от всемирной отзывчивости, смотрелся Александр Бродский со своей экспозицией «Населенный пункт». Павильон России, спроектированный Щусевым в начале XX века, был закрыт фанерным футляром лестницы, которая вела в темный зал. В зале глаза разбегались к островкам света: к окошечку с видом на лагуну, к коробочке с городом, к рамке с рисованными пешеходами и, наконец, к сияющим окошкам пятиэтажки, в которых киношные фигуры полуинтеллигентного вида пили-курили-ругались матом (последнего не было слышно). Идея общественная у русского архитектора получилась только ностальгической, сводящейся к формуле «жила страна» из песни Маши Распутиной. Российский павильон был переполнен до краев и макушки этой тоской и жутковатой безнадегой. Но эти чувства были поданы умелой рукой в безукоризненно небрежном, а потому абсолютно законченном исполнении, эта тоска пятиэтажек с Приговым на кухне транслировалась в Венецию как социальная беда; это был наш вклад во всеобщую городскую тоску, заявленную в качестве темы выставки.

далее>>

вверх

 Архив

     

10.03.2007 XX-MMVI
Владимир Седов
Новая забота о городах и архитектура капустника

     

10.03.2007 XX-MMVI
Мария Седова
«Палочная архитектура», или Николай Полисский как верстовой столб русского ленд-арта

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна