приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Мария Седова
«Палочная архитектура», или Николай Полисский как верстовой столб русского ленд-арта
XX-MMVI - 10.03.2007

Общий вид на «деревянный» комплекс усадебных построек

В середине июня 2006 года на территории усадьбы Кривякино в городе Воскресенске Московской области был осуществлен проект воссоздания пейзажного парка «на один день». Этот проект был воплощен московским художником Николаем Полисским и бригадой его помощников из деревни Никола-Ленивец Калужской области.

«Палочный» дворец – самая большая постройка в «парке на один день»

Николай Полисский уже давно известен московской публике арт-объектами из природных материалов. Своеобразное «деревенское искусство» художник начал демонстрировать в деревне Никола-Ленивец Калужской области. Там он создавал объекты, находящиеся в воображаемой системе искусства между архитектурой и скульптурой. Эти сооружения гармонично вписывались в красивейший пейзаж лугов у реки Угры: зиккурат из сена, башня-поленница, войско снеговиков, плетеная телебашня, снежный акведук, – все эти проекты запомнились любителям современного искусства, о них есть публикации в нескольких номерах «ПК» (Григорий Ревзин. Зиккуарт. Проблемы интерпретации // Проект Классика, I-MMI; Ирина Кулик. Облако, озеро, башня // Проект Классика, X-MMIV).Сейчас Полисский уже давно вышел за пределы Калужской области и создает свои произведения не только в разных концах нашей страны, но и за ее границами. Это направление называют русским ленд-артом, ландшафтным искусством с русским акцентом. Естественный материал придает им причудливые формы, и уже кажется, что не они врастают в окрестный ландшафт, а окружающая природа окутывает их. Русский ленд-арт, по версии Полисского, вовлекает нас в интересную, интригующую игру, художник не просто играет с пространством, пытаясь внедрить в него свои сооружения, а, наоборот, он играет по правилам этого зачастую бескрайнего пространства.

Крытая дорога «берсо»

Очередной проект возглавляемой Николаем Полисским группы «Николо-Ленивецкие промыслы», состоящей из деревенских жителей, создавался на территории расположенной в Воскресенском районе Московской области усадьбы XVIII века Кривякино (ранее Красное Сельцо), принадлежавшей писателю И. И. Лажечникову. Двухэтажный кирпичный дом эпохи барокко окружен запущенным парком, который делился на регулярный (второй половины XVIII века) и пейзажный, созданный в середине XIX века с использованием системы старых каскадных прудов. Парковые сооружения, такие как беседки, гроты, фонтаны, не сохранились. Именно их решил воссоздать из дерева Николай Полисский. Материалом для всех построек послужили тонкие стволы деревьев. Своими постройками художник решил имитировать архитектурные формы парка рубежа XVIII–XIX веков, придав им в то же время игрушечно-сказочный вид. Строительство длилось три недели, и к 17 июня 2006 года в парке появились беседки, арки, скамьи, стулья, качели, крытая прогулочная галерея, зеленая сцена, канава «ха-ха» и «дворец». Деревянные постройки Николая Полисского, такие как разнообразные качели, дворец тридцатиметровой длины и девятиметровой высоты с деревянной башенкой наверху и качелями по всему периметру, расположились по двум берегам каскада старых заросших прудов. На одном берегу пруда стоял «дворец», а вокруг него были разбросаны причудливые беседки: круглой формы с опорным столбом посередине, качели на колесах от телеги, накрытые треугольной крышей. На другом берегу разместился так называемый Круглый стол, получивший свое название от круглых в разрезе стволов деревьев. Вокруг стола – деревянные стулья и два ряда качелей полукругом. Два берега соединила колоннада, или так называемая крытая дорога «берсо», а деревянный паромец с сучьями, сплетенными треугольником над ним, мог перевезти всех желающих на противоположный берег. Деревянная колоннада стояла на наиболее эффектном месте, на искусственной насыпи между верхним и средним прудом. Она могла возродить в памяти гуляющего разные постройки древности от Парфенона до колоннады Чарльза Камерона в Царском Селе. И хотя ее материал не был столь изящен и прочен, она производила впечатление стройной конструкции и даже поражала своей природной грацией, открывающейся с разных ракурсов и концов парка. Перейдя через эту крытую дорогу, можно было попасть к деревянному дворцу и серии беседок вокруг него. «Дворец» был самым крупным из всех строений «парка на один день». Его массивные формы вырисовывались среди зелени и выступали над кронами деревьев. Многогранная башенка наверху придавала сооружению немного оборонительный вид, но качели по периметру с оккупировавшими их детьми растворяли это поначалу грозное впечатление. Качели присутствовали практически во всех постройках и сооружениях «парка на один день»: вокруг круглого стола, на зеленой сцене, в беседках и арках, во дворце. Качели стали соединяющим элементом всех объектов: можно, посидев на одних, перейти в соседнюю беседку на другие. Деревянные стулья, хаотично расставленные по парку, приглашали сесть, качели и паром – покататься.

Пример оригинальной парковой беседки: беседка на колесах

В этом проекте была предпринята попытка воссоздать традиции старого пейзажного парка с помощью фантазии современного художника, художника, работающего с природным материалом. Воссоздание пейзажного парка с его беседками и павильонами оказалось возможным и интересным действием. За несколько недель деревянные павильоны были построены и расставлены по берегам старых прудов. Конечно, они могли быть разбросаны по всей территории парка, и, прогуливаясь, можно было совершенно случайно наткнуться на заброшенные качели, пустующий дворец или деревянный стол. Именно так представляется классический английский пейзажный парк, созданный, например, в Павловске. В усадьбе Кривякино все постройки были собраны вместе и представляли собой некий деревянный усадебный ансамбль. Возможно, именно эта объединенность, даже некая нагроможденность всех объектов на небольшой территории придавала проекту некую масштабность и даже массивность. «Палочные» конструкции и перекрытия, сливаясь с окружающим их парком и стволами деревьев, не создавали впечатления инородного тела. Деревянные здания твердо заняли пространство вокруг усадебных прудов, и казалось даже странным, что их здесь никогда не было и через несколько дней опять не будет.

«Большой дворец» Полисского эффектно расположился на берегу зеленого пруда

Этот проект должен был, по замыслу организаторов, привлечь внимание общественности к сотням старых усадеб и их паркам. Оказалось возможным с помощью современного актуального искусства создать атмосферу ушедшей жизни, с ее, как нам кажется, тихим, размеренным ходом и неспешным течением. Почудилось, что, используя природные традиционные материалы и техники, можно восстановить особняки и территорию вокруг них, не нарушая гармонии с природой, сохраняя русские пейзажи и спокойную, умиротворяющую атмосферу, хотя бы на территории одной усадьбы. Все эти сооружения эксплуатировались праздно гуляющей публикой, в основном детьми, на протяжении всего дня, а на следующий день бригада Николая Полисского должна была приступить к их разборке. Проект «Парк на один день» предоставлял возможность современному миру ландшафтного искусства посмотреть на свои исторические корни, на пейзажные парки многочисленных подмосковных усадеб, которые, в свою очередь, черпали свои фантазии из пейзажных парков старой Англии.

Круглая «беседка», по периметру которой были развешены разнообразные качели

Завершающим действием «парка на один день», а вместе с ним и народного гуляния стало шоу фейерверков. Еще со времени Петра I фейерверки стали всеобщим развлечением не только состоятельных особ, но и простого люда. Усадьба Красное Сельцо образца двадцать первого столетия не стала исключением. Фейерверк стал кульминацией общих трудов спонсоров, художника и его помощников. Он стал успешным, безусловно, не без участия принявших эту интересную затею местных жителей, не только созерцавших павильоны, но и опробовавших все постройки парка на себе. «Забавы» властей и мастеров были активно подхвачены благодарной публикой.

вверх

 Архив

     

10.03.2007 XX-MMVI
Владимир Седов
Новая забота о городах и архитектура капустника

     

10.03.2007 XX-MMVI
Мария Седова
«Палочная архитектура», или Николай Полисский как верстовой столб русского ленд-арта

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна