приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Ирина Кулик
Утопия на чемоданах

VIII-MMIII - 19.11.2003

«Диктатура зрителя. Мечты и конфликты» - такую тему задал для юбилейной 50-й Венецианской биеннале современного искусства ее директор Франческо Бонами. Площадкой для конфликтов и мечтаний стали не только национальные павильоны Джардини, но и огромное пространство Арсенала, отданное на откуп ведущим международным кураторам, а также музеи, палаццо и циркулирующие по Большому каналу вапоретто.

Куратором российского павильона в этом году стал Виктор Мизиано. Для него эта биеннале - вторая, он уж был куратором русской выставки в 1995 году. Правда, его нынешний проект радикально отличается от принципиально эскизной коллективной экспозиции восьмилетней давности. Свою выставку Мизиано назвал «Возвращение художника». Павильон заполнен исключительно живописью, которая снова объявлена главнейшим из современных искусств. Ведь и сам Бонами в качестве одного из своих программных проектов на биеннале представил экспозицию «Живопись. От Раушенберга до Мураками».

«Utopia station» (кураторы Молли Несбит, Рикрит Тиравания, Ханс Ульрих Обрист). Художники Анри Сала, Фишли, Вайс, Илья Кабаков, Мэтью Барни, Диллер+Скофидио, Эд Руш, Анатолий Осмоловский, Аtelier van Lieshout (1), Santiago Cirugeta (2), Микеланджело Пистолетто (3)

«Живопись. От Раушенберга до Мураками» (куратор Франческо Бонами). Художники Лучано Фонтана (1), Такеши Мураками (2)

В качестве вернувшихся художников Виктор Мизиано рекрутировал последних адептов картины - Константина Звездочетова, Валерия Кошлякова и Владимира Дубосарского с Александром Виноградовым. Каждый получил в свое распоряжение отдельный зал, который надлежало сплошь покрыть живописными панно. Нижний зал достался фотографу Сергею Браткову, выставившему серию «Тондо» - вписанные в круг постановочные снимки рассказывали всяческие сказочные истории из жизни художников, чья живопись висела этажом выше. Спонсором российского павильона на этот раз выступил Банк Москвы.

Мизиано говорил, что ему хотелось бы зарифмовать русский павильон с блистающими роскошными полотнами классическими венецианскими палаццо. Так что, никакого привычного русского мизерабилизма не предполагалось. В проекте все это выглядело весьма увлекательно и впечатляюще. А на самой биеннале оказалось, что русский павильон альтернативен практически всему представленному здесь искусству.

* * * 

Видеокамера скользит по пустынным ночным улицам. Дома-коробки, замусоренные дворы, выцветшие рекламные щиты, магазины, киоски и бары, которые вряд ли откроются с наступлением утра. И вдруг посреди этого рутинного запустения возникает дом-мираж: фасад стандартного многоквартирного блока, разбитый на неровные многоугольники кричаще ярких цветов: синие, желтые, зеленые, фиолетовые пятна вырывают из поверхности стены то окно, то балкон, то дверь. Фантомный город взбунтовавшегося цвета не похож ни на плод трудов дизайнеров-авангардистов, ни на спонтанные попытки местных жителей приукрасить собственное жилье. Скорее он напоминает «Страну слепых» Герберта Уэллса. Во всяком случае, кажется, что такой лоскутный дом мог возникнуть в не менее фантастическом месте. Но, вслушиваясь в закадровый голос, выясняешь, что город этот - вполне реальная Тирана, а дом был раскрашен по указанию мэра, решившего таким отчаянно иррациональным способом как-то обнадежить постепенно покидающих город жителей.

Автор видео - албанский художник Анри Сала. Он один из участников выставки «Utopia station» на 50-й Венецианской биеннале современного искусства. «Утопию» придумали искусствовед Молли Несбит, художник Рикрит Тиравания и Ханс Ульрих Обрист - один из самых известных кураторов нового поколения. Utopia station залов Арсенала, отведенных под концептуальные кураторские экспозиции, и продолжается уже на улице, около доков и портовых помещений. Это не столько точка, сколько «to bе continued». В «Утопии» участвует огромное количество авторов: звезды, классики, совсем молодые художники. Здесь есть Фишли - Вайс и Илья Кабаков, Мэтью Барни и Диллер+Скофидио, Эд Руша и АнатолийОсмоловский и бог знает кто еще. Но, по крайней мере на первый взгляд, «Utopia station» выглядит обескураживающе необязательной. Никаких грандиозных инсталляций - макетов утопических миров в натуральную величину. Больше всего выставка, созданная Обристом и компанией, напоминает гигантский сквот или бивуак уличных демонстрантов.

«Структура выживания» (куратор Карлос Базуалдо). Художники Ивонна Фридман (1), Коо Jeong, Cildo Meireles (2), Сarolina Cayceno(3)

Кто-то торгует экологически чистым прохладительным напитком - антиглобалистской альтернативой коле. Кто-то предлагает вступить в новую секту - «Церковь страха». В деревянном сарайчике можно послушать призывы проповедника и посмотреть прямую трансляцию из Джардини - там адепты «Церкви страха» уже вовсю практикуют новую схиму, уединившись для молитв на деревья. Кто-то предлагает виниловые диски или продает китайские бумажные зонтики с авторскими фотографиями. Где-то крутят видео, где-то раздают листовки. Большинство именитых художников просто откликнулись на предложение нарисовать постер на тему «Утопии». Этими плакатиками густо оклеено все близлежащее пространство, что еще более усиливает сходство с уличной манифестацией.

Сквоты и прочая контркультурно-шестидесятническая романтика вспоминается еще и потому, что одним из участников проекта стала Йоко Оно - на «Утопии» красуется ее хрестоматийная фотография с Ленноном и висят трогательные плакатики «1maginе реасе».

Эта «утопия» - уже не остров, как у Томаса Мора, но станция, вокзал, на котором кантуются путешественники, отправившиеся в путь не для того, чтобы куда-то попасть, но для того, чтобы откуда-то уехать. «Нигде» - уже не умозрительное пространство, в котором художники располагают свои идеальные миры, но крошечные лоскутки ничейной земли, отбитые у чересчур плотно заселенного «где», закоулки, в которых можно раскинуть, как палатку, маленькую переносную альтернативную модель реальности.

далее>>

вверх

 Архив

     

19.11.2003 VIII-MMIII
Ирина Кулик
Утопия на чемоданах

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна