|
|
Культура
Людмила Каштанова
Коринфская капитель
IV-MMII - 12.09.2002
Тема подражания природе в классике не может обойтись без истории коринфской
капители. Почти прямое, непосредственное перетекание растительных форм в формы
архитектурные как нельзя точнее выражает суть античной идеи подражания природе.
Проблема этой истории в том, что она хрестоматийна, это почти букварь. Она стала едва
ли не стершейся метафорой, она так привычна, что ее трудно прочувствовать.
Размышления ученых на эту тему можно понять именно как желание вновь оживить
метафору, но беда научного анализа в том, что он разрушает свой предмет, разлагает его
на части. Доводы и за, и против подлинности истории – доказательства происхождения
коринфской капители из египетского ордера, поиска наиболее ранних образцов, датирующихся временем до жизни Каллимаха, или
же подчеркивание особого значения женских культов в Коринфе – за всем этим теряется
целостность повествования. Вместо простой и очень красивой сказки, которую знаешь так
давно, что уже и не помнишь, когда узнал, возникает какое-то сложное иносказание,
зыбкие догадки, от которых потом, когда уже забыты детали прочитанного, остается лишь
ощущение, что вся история коринфской девы есть не более чем какая-то условность.
Изобретение коринфской капители.
Гравюра Фреара де Шамбре
А можно ли прожить эту историю как-то еще? Так, чтобы ее простая красота вновь,
как в детстве, встала у тебя перед глазами, а целостность не была нарушена?
2. Коринфская капитель из французского издания трактата
Витрувия, подготовленного Клодом Перро. 1684
3. Вариация на тему капители «A monte Cavallo». В рисунке
использованы корзина и девушка
Акция «Архитектура и ботаника. Acanthus mollis. Коринфская капитель»,
проведенная Международной архитектурной студией Санкт-Петербургской академии
художеств летом 2000 года, и была ответом на этот вопрос.
Фотофиксация акции «Коринфская капитель»
Это было что-то вроде путешествия на Остров любви, что-то в стиле занятий
английского Общества дилетантов. Когда всем предлагается путешествие для наслаждения прекрасным. Приглашенных собрали
на набережной реки Мойки, и они на корабле поплыли в Ботанический сад на Аптекарском
острове. Там на большой поляне стояла золотая капитель, как на сцене, оттененная
кулисами деревьев. Ее зарисовывал художник. Семантика путешествия, таинственного
приключения была тщательно обыграна. Участникам акции было предложено сесть
довольно далеко от этого места, на другом конце поляны, им раздали изысканные
подзорные трубы, через которые можно было наблюдать процесс рисования. Впечатление
усиливалось звуком – из скрытых динамиков раздалось пение птиц и голос, зачитывающий
на латинском языке текст Витрувия. Потом участникам акции было предложено пройти
в оранжерею Ботанического сада, и там, среди пальм, были выставлены еще четыре
коринфские капители, уподобившиеся чудесным растениям.
Acanthus mollis из Ботанического сада в Санкт-Питербурге
Мы привыкли к тому, что художественные акции могут проводить только авангардисты. Автор проекта Семен Михайловский
решил воспользоваться этим оружием для того, чтобы вновь пережить историю
изобретения коринфской капители. К сожалению, как и от авангардной акции,
от классической остается немного. Тексты кураторов. Фотографии капителей и аканта,
растущего в Ботаническом саду. Рисунки коринфских капителей. Разглядывая весь
этот материал, мы уже не можем полностью погрузиться в атмосферу чудесного путешествия. Но, рассматривая свидетельства того,
как перед ними заново разыгралась история Каллимаха, мы и сами переживаем ее – хотя
бы отражением того, что переживали они.
8
(...) Третий же ордер, называющийся коринфским, подражает девичьей стройности, так как
девушки, обладающие вследствие нежного возраста большею стройностью сложения членов
тела, производят в своих нарядах более изящное впечатление.
9
Изобретение же его капители, согласно преданию, произошло
таким образом: одна девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая
брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица,
собрав несколько вещичек, которые эта девушка берегла при жизни
как зеницу ока, уложила их в корзинку, отнесла
к гробнице и поставила на могилу, а чтобы они
подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей.
Эта корзинка случайно была поставлена на корень
аканта. Акант, придавленный этой тяжестью, пустил из своей
середины листья и стебельки, которые, разрастаясь по бокам корзинки и прижимаемые в
силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде
оконечностей волют.
10
В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных
работ назвали Кататехнос, проходя мимо гробницы, обратил внимание на эту корзинкуи на нежность обросших
ее молодых листьев. Восхищенный новизною вида и формы, он сделал
для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил
с этого времени правила для построек коринфского ордера.
Марк Витрувий
Поллион
Десять книг
об архитектуре
|
|
|