приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Ирина Кулик
Облако, озеро, башня
Николай Полисский
X-MMIV - 29.04.2004

 

Николо-Ленивецкая телевизионная башня 2002
Творческий коллектив Николо-Ленивецких промыслов под руководством Николая Полисского
Проект осуществлен при содействии Национального парка «Угра»
Особая благодарность Игорю Кирееву

По белоснежному полю шествует несметная армия снеговиков. Шеренги шарообразных фигурок в идеальном зимнем камуфляже неспешно, но настойчиво штурмуют пологий снежный склон. Над застывшей речкой протянулся римский акведук, вылепленный из снега. Посреди заливного луга высятся то циклопический зиккурат из сена, то не менее колоссальная пирамида, при ближайшем рассмотрении оказывающаяся поленницей. Причудливая резьба, испещрившая монументальную колонну, на самом деле всего лишь изгибы сухой виноградной лозы, из которой сплетено это сооружение. Богатый декор, отягощающий ажурную башню, напоминающую творения Эйфеля и Шухова, на самом деле вполне съедобные тыквы и кабачки. Деревянная арматура башни – лишь опора для плодоносящих сельхозкультур.

Произведения Николая Полисского обладают удивительным свойством врастать в ландшафт. На любовно сделанных фотографиях эти сооружения кажутся не столько творением художника, сколько природной диковинкой. Это даже не пресловутые «ведьмины кольца» – идеальные окружности из примятой травы, чье появление на полях приписывали сначала козням фей, а потом – проискам пришельцев. Сии причуды пейзажа поражают, но не пугают – так поражают нас утесы, похожие на готические замки, или сталактиты, напоминающие колоннады. При всей своей фантастичности, лэндартные объекты Николая Полисского выглядят столь органично, что кажутся нерукотворными. И если посреди среднерусского пейзажа возникают формы, похожие на римские акведуки, ассиро-вавилонские зиккураты и ацтекские пирамиды, если неисчислимая и неподвижная армия снеговиков напоминает китайское глиняное войско, а постройка из лозы во французском городе Ди кажется колонной Траяна в интерпретации Гауди, то это вовсе не делает их экзотическими – скорее, хочется списать внезапные ассоциации на прихоть собственного восприятия – дескать, мало ли чего примерещится в капризах природы.

Николо-Ленивецкая телевизионная башня
Ночной вид

Если формы, которые принимают сооружения Полисского, могут быть позаимствованы из самых разных культур, то материалы, которые он использует, всегда – сугубо локальные, коренные и почвенные. Экология здесь торжествует над историей. Идеальное слияние архитектуры с пейзажем кажется результатом не камуфляжа, но мимикрии. Как будто бы не сооружения человека искусно имитируют природные формы, но сама природа по неизвестно какой прихоти повторяет очертания классических архитектурных сооружений.

* * *

Творения зодчих прошлого, на которые словно бы случайно оказываются похожими объекты Полисского, бросали вызов вечности. Николай Полисский смиренно отказывается от подобных амбиций. Его произведения соответствуют эко-этике новейшего времени, согласно которой продукты человеческой деятельности должны быть recyclable и biodegradable. Растаявшие снеговики водою впитались в то самое поле, на котором потом взошла трава, из которой сложили стог-зиккурат. Башню рано или поздно разобрали – сено, как и положено, пошло на корм коровам. Такая же участь постигла и пирамиду – ее разобрали на дрова. Николай Полисский никогда не будет спорить с тем, что огонь в печи важнее вавилонских амбиций строителей. Сами названия проектов указывают на их сугубо прикладную ценность. Башня из сена именовалась «Пищевой пирамидой», гигантская поленница – «Энергетической». И даже на первый взгляд абсурдный акведук из снега Полисскому кажется если не функциональным, то логичным. Если назначение акведука – проводить воду, то почему не построить его непосредственно из кристаллизировавшейся в снежинки H2O?

Колонна из виноградного дерева. Город Ди, Франция 2002
Николай Полисский
Инженерное обеспечение – Михаил Буланенков
Общий вид и фрагмент

Если в объектах Полисского и чувствуется вечность, то она – иного рода, нежели вечность пирамид. Скорее это сезонное постоянство сугробов, наметающихся и тающих из года в год, или стогов сена, чья форма остается неизменной, наверное, на протяжении тысячелетий. На Арт-Манеже 2002 года Николай Полисский представил примечательную реплику на собственные лэнд-артные проекты. Пирамида, повторяющая зиккурат близ Николы-Ленивца, была выстроена из картин вновь взявшегося за кисть Полисского, живописующего вечно новую неизменностью своего сооружения в стиле «Стогов» Моне.

далее>>

вверх

 Архив

     

29.04.2004 X-MMIV
Ирина Кулик
Облако, озеро, башня
Николай Полисский

     

29.04.2004 X-MMIV
Реалистическая скульптура МПС

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна