|
|
Культура
Реалистическая скульптура МПС
X-MMIV - 29.04.2004
Фигура Мельникова,
первого министра путей
сообщения, на фоне гостиницы «Ленинградская»
Реалистическая школа русской скульптуры никуда не делась и никоим образом
не сдала свои позиции. Она востребована
и создает все новые и новые композиции,
украшающие улицы и площади российских городов. Новая эспланада на площади
трех вокзалов (Комсомольской) в Москве –
один из ярких примеров создания целостного ансамбля в традиционных формах.
Здесь, на месте неприметного сквера,
бывшего до недавнего времени пристанищем бомжей и мелких жуликов, появился
памятник Павлу Петровичу Мельникову,
первому министру путей сообщения. Этот
памятник заказало, естественно,
Министерство путей сообщения, МПС,
а выполнила группа, состоящая из скульпторов Салавата и Сергея Щербаковых
и архитекторов Виктора Пасенко и Сергея
Герасимова. В результате пятачок между
вокзалами, куда выходит лишь лестница
подземного пешеходного перехода,
ведущая к остановке трамвая, превратился в бульвар, ведущий к памятнику. Сам
памятник – это крупная фигура министра,
стоящего во весь рост и указывающего
рукой на Ленинградский (Николаевский)
вокзал, за постройку которого он отвечал
при государе Николае I. Бронзовый
министр поставлен на круглом гранитном
постаменте с крестообразно расположенными ризалитиками, а к этому
постаменту ведут лестничные всходы.
Памятный знак в честь
открытия Северомуйского
туннеля и портал туннеля
К этому объекту, кульминации всей
композиции, ведет небольшой бульвар
со скамейками и двумя бронзовыми картами железных дорог России по сторонам.
Гранитные стелы для карт похожи
на фонтаны Воронихина на Пулковской
горе, а на самих картах изображена Россия
при Мельникове с одной дорогой Петербург—Москва и нынешняя Россия,
несколько меньших размеров, но с гораздо
более развитой железнодорожной сетью.
Замыкает бульвар с дальней, узкой
стороны гранитный фонтан с массивной
чашей, живо напоминающей некоторые
фонтаны Петергофа или фонтан перед
Адмиралтейством.
Комплексу на Комсомольской площади как будто вторит, как будто
откликается на его звучание другой скульптурный и архитектурный комплекс,
сооруженный на дальнем краю России. Те
же скульпторы, Салават и Сергей Щербаковы, и архитектор Виктор Пасенко
сделали памятный знак в начале Северомуйского туннеля БАМа и оформили
портал самого туннеля. Все это сделано
по заказу МПС в самые короткие сроки
и в сорокаградусные морозы.
Эспланада перед
памятником Мельникову
на Комсомольской
площади в Москве
Памятный знак – это гранитный
обелиск, увенчанный бронзовым двуглавым орлом, сияющим золотым блеском.
По сторонам обелиска размещено
несколько накладных бронзовых деталей
и дата, «3 августа 2003 года», отмечающая
открытие туннеля. Сам обелиск напоминает памятные знаки, устанавливавшиеся
при Николае I в важных местах, например, знак открытия Мариинской системы
в Белозерске. Здесь явно ощущается
перекличка с петербургской стилистикой
1830-х – 1840-х годов.
Портал туннеля облицован мрамором
и гранитом, его завершает пологий фронтон с шарами по краям. Все в целом –
и портал Северомуйского туннеля, и стоящий неподалеку от него памятный знак,
и памятник Мельникову на Комсомольской площади в Москве, – все складывается в некую цельную композицию,
связанную не только самими лентами
железных дорог, не только авторством
одной группы художников и заказом,
поступившим от МПС, но и единым
стилем, серьезным и державным.
|
|
|