приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

Дешевые матрасы на сайте www.volgograd.matras-krovat.ru .

 

 

Культура

Ирина Кулик
Сказка об утраченном времени и украденном пространстве
Валерий Кошляков
IX-MMIII - 04.01.2004

Фрагмент экспозиции в российском павильоне на Пятидесятой биеннале в Венеции. Проект «Возвращение художника»

Четыре номера нашего журнала были украшены обложками Валерия Кошлякова. Мы сами придумали это правило – четыре обложки одного художника, и потом – новый. Теперь даже жалко, больше обложек не будет, остается только повод задуматься о том, что это было. О творчестве Валерия Кошлякова – Ирина Кулик

Сергей Братков. Валерий Кошляков в своей мастерской (из серии «Тондо»)

К произведениям Валерия Кошлякова так и липнет определение «Утопия». Утопическими кажутся не только нарисованные на гофрокартоне величавые руины (то ли античные, то ли сталинские), но и вырезанные и склеенные из того же картона «иконосы» – воспроизведение в трех измерениях причудливых городков и горок с иконописи, и даже, казалось бы, напрочь лишенные всяческой элегичности «картины», выклеенные из скотча. Как бы ни менял художник сюжеты и технику своих работ, они по-прежнему остаются утопиями: эти произведения действительно не укоренены в каком-либо реальном месте. Речь идет даже не об откровенной сказочности кошляковских архитектурных фантазий, но об ускользающей, заведомо невозможной локализации той точки, в которой или, точнее, из которой осуществляются его произведения.

Эскизы к оформлению экспозиции в российском павильоне на Пятидесятой биеннале в Венеции

Архитектура утопических империй, которую сочиняет Кошляков, больше всего впечатляет в эскизах или в руинах. Еще главный архитектор Третьего рейха Арнольд Шпеер предлагал проектировать здания с тем расчетом, чтобы величественными выглядели даже их развалины. Кошляковскую живопись по гофрокартону хочется определить через заведомый оксюморон: «эскизы руин». Античные колоннады, ренессансные купола и виллы или сталинские высотки увидены из некоего невозможного времени. Они словно бы еще не существуют и возникают лишь как видение далекого будущего. Но в то же время они предстают уже в виде развалин, которые были древними еще в незапамятные времена.

Эскиз или чертеж – жанры поневоле футуристические. Они непререкаемо направлены в будущее, в котором эскиз станет картиной, а чертеж реализуется в строении или механизме. Романтические пейзажи с руинами в духе Гюбера Робера, с которыми аллюзивно связана живопись Кошлякова, напротив, не столько отсылают в прошлое, сколько исподволь его отменяют: у этих руин никогда не было того времени, в котором они были завершенным и действующим строением. В «эскизах руин» Валерия Кошлякова наслаиваются друг на друга и взаимоаннигилируются гипотетическое будущее и мнимое прошлое.

Но и само настоящее время оказывается обманкой. Архитектурные миражи, писанные по картону, с проступающими сквозь прозрачный красочный слой такелажными знаками и грубыми ребристыми разрывами, напоминают увиденные с недопустимо близкого расстояния театральные декорации. (В начале своей карьеры Кошляков действительно работал декоратором в Театре музыкальной комедии Ростова-на-Дону). Эти полуразорванные, мятые картонки с нанесенными на них элегическими видами даже нельзя назвать изнанкой декораций. У них просто нет подобающего добросовестно-бесстыдной обманке «лица».

Работы Кошлякова – это своего рода антитеза Кристо. Западный классик современного искусства упаковывал реальные архитектурные памятники. Кошляков же делает упаковку единственной поверхностью призрачного явления соборов, палаццо и монументов, словно бы уже исчезнувших из реального мира, а вернее, никогда ему не принадлежавших. Излюбленные Кошляковым упаковочные материалы отсылают к переездам. Некогда величественные города опустели, оставшись лишь тенями на картоне, в которые упаковали свой скарб покидающие их жители. Правда, этой упаковке, к которой навек прилипли очертания брошенных империй, вроде бы нечего скрывать. Внутри картонок может находиться только пустота, вакуум того самого невозможного момента, из которого можно ностальгически созерцать руины будущего.

далее>>

вверх

 Архив

     

14.01.2004 IX-MMIII
Ирина Кулик
Сказка об утраченном времени и украденном пространстве
Валерий Кошляков

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна