|
|
Культура
Александр Высоковский
Зазеркальная архитектура
XIV-MMV - 31.08.2005
Норман Фостер и
Партнеры.
Реконструкция
здания Рейхстага в
Берлине. Зазеркальная
архитектура на
стеклянном куполе из
ломаных граней
Архитектура освоила зеркало давно. Дворцовые интерьеры XVIII века изобилуют
огромными зеркальными поверхностями,
в которых отражаются окна, пейзажи,
лепнина и бронза. С появлением в XX веке
стеклянных витражей отражения стали
планироваться и проектироваться. Позже
стеклянные поверхности фасадов превратились в гигантские зеркала – стекла
стали прозрачными при взгляде изнутри
и зеркальными при взгляде снаружи.
Не могу сказать, кто и когда стал
первым архитектором, использовавшим
зеркальную поверхность как основной
прием создания архитектурной или,
точнее, «средовой» композиции. Скорее
всего так стали работать одновременно
несколько архитекторов в разных странах.
Однако хорошо помню свои впечатления, когда впервые увидел этот эффект
во всей красе. Это был проект Нормана
Фостера с Партнерами, выполненный в начале 70-х годов в небольшом английском
городе (уже сейчас я вытянул из интернета
информацию, что это был головной офис
фирмы Willis Faber, Dumas Limited, расположенный в городе Ипсвиче с населением
120 тыс. человек; строительство было
завершено в 1975 году). Новое здание было
размещено на месте целого квартала в центре города со средневековой планировкой.
Здание представляло собой сплошное
трехэтажное зеркало, мягко изгибающееся по границе квартала. За зеркальными
стеклами прятались вполне стандартная конструкция-этажерка, открытые
пространства, бассейн. В трехэтажном
зеркале отражались причудливо искривленные фасады разномастных зданий,
стоящих через улицу: дома с колонками,
портиками, викторианскими и модерновыми фасадами. Эффект был волшебный.
Это было здание-призрак, дом-хамелеон,
он мимикрировал под окружающую архитектуру, вбирал в себя уличную среду
с людьми, деревьями и небом. Это было
торжество зеркальной архитектуры.
Ханс Холляйн
Офисный и торговый центр
в центре Вены. Стена
запроектирована таким
образом, чтобы включить
в структуру здания
отражение готического
собора Св. Стефана
Фостер и другие архитекторы продолжали использовать приемы зеркальной
архитектуры. В числе последних примеров – не очень удачный дом Ханса
Холляйна в средосердии Вены – напротив собора Святого Стефана, а также
замечательный проект, осуществленный
в 2003 году в рамках акции «Культурная столица Европы» в Граце. На одной из площадей города были размещены огромные
зеркала без рам, ограждений и каких-либо
других предупреждений. Затея простая,
но эффектная – улицы и дома моментально деформировались в ирреальное
пространство игры. Чего стоили хотя бы
собственные двойники, идущие вместе
с вами «по другой стороне улицы» (т.е.
в зеркальном отражении), или обманки
при выборе «кратчайшего» пути, когда на
месте открытого прохода вдруг вырастала
зеркальная стенка.
И, наконец, сегодня применение
зеркальных поверхностей на фасадах
уже стало общим местом. Подобные
здания – офисы, рестораны, заводы,
удачные и не очень, встречаются повсеместно, включая города России.
Недавно, фотографируя Берлин, я обнаружил еще один эффект, тематически
связанный с зеркалом, но, по существу,
иной средовой реальности. В отличие от
зеркальной архитектуры, я назвал эту
реальность «зазеркальной архитектурой».
далее>>
|
|
|