приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Александр Высоковский
Зазеркальная архитектура
XIV-MMV - 31.08.2005

Эффект зазеркальной архитектуры возникает, когда вы смотрите на стеклянную поверхность и видите одновременно три плана: отражение на стекле того, что находится сзади смотрящего (иногда включая его самого), саму стеклянную поверхность и то, что находится за стеклянной поверхностью, внутри здания. Технологически отличие от зеркальной архитектуры состоит в том, что отражение возникает не в зеркале, а на стекле. Смена материала, на котором разыгрывается отражение, вызывает неожиданный эффект в психологическом состоянии смотрящего. С помощью зеркала мир четко делится на две части: одна, в которой есть вы, другая – в которой вас нет, но есть ваше отражение. Зазеркальная архитектура предполагает иную средовую ситуацию. Наблюдатель оказывается между тем, что есть сзади него, но лежит на стекле в виде отражения, и тем, что расположено за стеклом. Это редчайшая возможность увидеть (а не только ощутить) промежуточность, серединность среды, служащей посредником между человеком и окружением. Зритель видит одновременно и зеркальное отражение и расположенное за ним пространство, тем самым «открывает» половинку зазеркального мира.

Проект «Культурная столица Европы», г. Грац (Австрия). Все три фотографии сделаны летом 2003 г. на одной из центральных площадей города. Двусторонние зеркала без рам и ограждений создают просчитанное чудо зеркальной архитектуры. Суть эффекта видна на фотографии вверху слева – это не две стороны улицы, а одна сторона, удвоенная гигантским зеркалом

Зазеркальная архитектура – это соединение пространств, расположенных перед наблюдателем, видимых «прямым» зрением и отраженных, лежащих сзади наблюдателя. Граница между ними размыта – эти пространства взаимно проникают, обогащают друг друга. Следуя за рассуждениями Делеза в «Логике смысла» о поверхностях, можно сказать, что зеркало это «твердая» поверхность, холодный, трезвый взгляд – инструмент удвоения реального. Прозрачное стекло с отражением в нем, на нем и через него – это утроение реальности, мягкое и плавное головокружение, погружение в процесс отгадывания, какой реальности принадлежат видимые предметы.

Хельмут Ян, «Murphy/ Jahn Architects» 
Фрагмент внешнего периметра «Sony Center» на Потсдамерплатц, Берлин. Архитектура зазеркалья из неба, облаков, деревьев и 11-этажной стеклянной конструкции Хельмута Яна

Это же здание, сфотографированное «на просвет». Эффект зазеркалья возникает благодаря весьма изысканному 8-этажному пространству ажурного металла. Узкий и высокий холл организован как улица и повторяет тротуар снаружи, за стеклом

Зазеркальная архитектура похожа на старые испорченные фотографии. Когда-то, когда фотографии делались исключительно на пленке и бумаге, иногда случалось наслоение двух изображений одно на другое. Тогда это был брак, но в современной архитектуре подобное «виртуальное» наложение оборачивается созданием изысканного эффекта. Так запроектировано новое здание Немецкого исторического музея, расположенное напротив (через маленькую улицу) старого здания музея, выходящего в свою очередь на Унтер ден Линден. Мало того, что Лео Минг Пей с компаньонами сотворил очередной, после Вашингтонской галереи и реконструкции Лувра, шедевр, но он еще сумел соединить оба здания музея в пространстве зазеркальной архитектуры. Возникает ощущение чуда, когда наблюдаешь, как зеленовато-теплый песчаник внутри нового здания с авангардными формами постепенно вплетается в фиолетовый декор классицистического старого здания и как люди, заплутавшие в этой фантасмагории, то ли стоят в воздухе, то ли идут по улице внутри здания.

<<вернуться                  далее>>

вверх

 Архив

     

31.08.2005 XIV-MMV
Александр Высоковский
Зазеркальная архитектура

     

31.08.2005 XIV-MMV
Григорий Ревзин
Рисунок по мозгу

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна