|
|
Культура
Александр Высоковский
Зазеркальная архитектура
XIV-MMV - 31.08.2005
Еще одно интересное место Берлина – Культурный форум. Это
пространство – аморфное, плохо структурированное, пустое и одновременно
забитое машинами, людьми, палатками, знаками дорожного движения,
как попало стоящими деревьями, – резко
контрастирует с «плавающими» в нем
архитектурными шедеврами. Один из
них – Новая Национальная галерея,
построенная в 1968 году по проекту Мис
ван дер Роэ, представляет другой пример
волшебной зазеркальной архитектуры.
Конечно же, здание галереи – это шедевр
минималистской архитектуры, раскрытие природы архитектурной формы
с предельным ограничением художественных средств. Нам это было известно
из журналов. При очной встрече с ним
обнаружилось, что минималистская
архитектура компенсируется тонкими
интерпретациями средовой реальности. Стеклянные поверхности отражают
архитектурные шедевры прошлого и настоящего, не мешая видеть главное
в строении здания – «звенящую» внутри
него ценность пустого пространства. Здесь
проявляется одно из главных свойств
зазеркальной архитектуры. При подходе
к дому, когда вы уже почти вплотную
приближаетесь к стеклянным стенам,
вдруг возникает среда особой насыщенности из трех пространственно-временных
пластов – прошлого, из которого вы
только что пришли и которое отражается на стеклах в виде церкви, деревьев
и людей; настоящего, которое находится рядом с вами в виде стеклянной
поверхности с черными металлическими
переплетами; и будущего, просвечивающего из-под отражения внутреннего
пространства здания, куда вы собираетесь попасть через некоторое время.
Мис ван дер Роэ
Новая Национальная
галерея на Культурном
форуме бывшего
Западного Берлина,
строительство завершено
в 1968 г. Шедевр
минималисткой
архитектуры
и архитектуры зазеркалья
Полная картина
зазеркальной
архитектуры с тремя
планами за стеклом
и тремя планами,
отраженными на стекле
Приемы зазеркальной архитектуры
также многообразны, как и приемы зеркальной или «твердой» архитектуры.
Везде, где есть большие стеклянные
поверхности, возникает возможность
разыграть небольшой спектакль с перестановкой внутреннего и внешнего, втянуть
небо и тротуар внутрь здания, а элементы
конструкции оставить за пределами
здания. Зазеркальная архитектура всеядна – она готова все «съесть», объединив
барную стойку с многоэтажным жилым
домом, надломленным посередине и чудом держащимся «на весу», или вставив
в каждый кусочек конструкции из стекла
и металла по дому-отражению.
Лео Минг Пей
Новый корпус Немецкого
исторического музея.
Напротив, через улицу,
старое здания музея.
Оба корпуса соединены
«физически» проходом
под улицей.
На фотографии сверху они
объединены виртуально
в зазеркальной
архитектуре
Чарльз Доджсон, известный более
как Льюис Кэрролл, побывал в Зазеркалье
и рассказал о нем, вложив это описание
в уста маленькой девочки: «…я тебе расскажу все, что знаю про Зазеркальный
дом. Во-первых, там есть вот эта комната,
которая начинается прямо за стеклом.
Она такая же как наша гостиная, только
все там наоборот! Когда я залезаю на стул
и смотрю в Зеркало, она видна мне вся,
кроме камина. Ах, как бы мне хотелось его
увидеть! Мне так интересно узнать, топят
они зимой камин или нет. Но в это Зеркало как ни гляди, камина не увидишь,
разве что наш камин задымит – тогда
и там появится дымок. Только это, верно,
они нарочно – чтобы мы подумали, будто
и у них в камине огонь. А книжки там
очень похожи на наши – только слова
написаны задом наперед. Я это точно знаю, потому что однажды я показала им нашу
книжку, а они показали мне свою!»
Я думаю, что зазеркальная архитектура привлекательна потому, что дает нам
почувствовать, что этот пронзительный
вопрос Алисы: «Топят ли они там зимой
камин или нет?» – все же имеет положительный ответ.
<<вернуться
|
|
|