приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Александр Высоковский 
Зазеркальная архитектура 
XIV-MMV - 31.08.2005

Еще одно интересное место Берлина – Культурный форум. Это пространство – аморфное, плохо структурированное, пустое и одновременно забитое машинами, людьми, палатками, знаками дорожного движения, как попало стоящими деревьями, – резко контрастирует с «плавающими» в нем архитектурными шедеврами. Один из них – Новая Национальная галерея, построенная в 1968 году по проекту Мис ван дер Роэ, представляет другой пример волшебной зазеркальной архитектуры. Конечно же, здание галереи – это шедевр минималистской архитектуры, раскрытие природы архитектурной формы с предельным ограничением художественных средств. Нам это было известно из журналов. При очной встрече с ним обнаружилось, что минималистская архитектура компенсируется тонкими интерпретациями средовой реальности. Стеклянные поверхности отражают архитектурные шедевры прошлого и настоящего, не мешая видеть главное в строении здания – «звенящую» внутри него ценность пустого пространства. Здесь проявляется одно из главных свойств зазеркальной архитектуры. При подходе к дому, когда вы уже почти вплотную приближаетесь к стеклянным стенам, вдруг возникает среда особой насыщенности из трех пространственно-временных пластов – прошлого, из которого вы только что пришли и которое отражается на стеклах в виде церкви, деревьев и людей; настоящего, которое находится рядом с вами в виде стеклянной поверхности с черными металлическими переплетами; и будущего, просвечивающего из-под отражения внутреннего пространства здания, куда вы собираетесь попасть через некоторое время.

Мис ван дер Роэ 
Новая Национальная галерея на Культурном форуме бывшего Западного Берлина, строительство завершено в 1968 г. Шедевр минималисткой архитектуры и архитектуры зазеркалья

Полная картина зазеркальной архитектуры с тремя планами за стеклом и тремя планами, отраженными на стекле

Приемы зазеркальной архитектуры также многообразны, как и приемы зеркальной или «твердой» архитектуры. Везде, где есть большие стеклянные поверхности, возникает возможность разыграть небольшой спектакль с перестановкой внутреннего и внешнего, втянуть небо и тротуар внутрь здания, а элементы конструкции оставить за пределами здания. Зазеркальная архитектура всеядна – она готова все «съесть», объединив барную стойку с многоэтажным жилым домом, надломленным посередине и чудом держащимся «на весу», или вставив в каждый кусочек конструкции из стекла и металла по дому-отражению.

Лео Минг Пей 
Новый корпус Немецкого исторического музея. Напротив, через улицу, старое здания музея. Оба корпуса соединены «физически» проходом под улицей. На фотографии сверху они объединены виртуально в зазеркальной архитектуре

Чарльз Доджсон, известный более как Льюис Кэрролл, побывал в Зазеркалье и рассказал о нем, вложив это описание в уста маленькой девочки: «…я тебе расскажу все, что знаю про Зазеркальный дом. Во-первых, там есть вот эта комната, которая начинается прямо за стеклом. Она такая же как наша гостиная, только все там наоборот! Когда я залезаю на стул и смотрю в Зеркало, она видна мне вся, кроме камина. Ах, как бы мне хотелось его увидеть! Мне так интересно узнать, топят они зимой камин или нет. Но в это Зеркало как ни гляди, камина не увидишь, разве что наш камин задымит – тогда и там появится дымок. Только это, верно, они нарочно – чтобы мы подумали, будто и у них в камине огонь. А книжки там очень похожи на наши – только слова написаны задом наперед. Я это точно знаю, потому что однажды я показала им нашу книжку, а они показали мне свою!»

Я думаю, что зазеркальная архитектура привлекательна потому, что дает нам почувствовать, что этот пронзительный вопрос Алисы: «Топят ли они там зимой камин или нет?» – все же имеет положительный ответ.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

31.08.2005 XIV-MMV
Александр Высоковский
Зазеркальная архитектура

     

31.08.2005 XIV-MMV
Григорий Ревзин
Рисунок по мозгу

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна