приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Григорий Ревзин
Архитектурная фэнтези
XIII-MMV - 27.03.2005

«Культовое здание – обелиск»

Размышляя над смыслом этих работ, я поймал себя на следующей аналогии. Вот, скажем, «Пантеон-маяк». Город у океана, состоящий из небоскребов. Своего рода Манхэттен, выстроенный по похожей схеме. Но какой-то иной цивилизацией, у которой принципиально иные строительные технологии. Эта цивилизация сначала развивалась так же, как мы, у них была своя античность и своя готика, но где-то в XIV веке они изобрели новый соединительный материал вместо тривиального раствора, который позволил им склеивать каменные блоки намертво. С другой стороны, к промышленному производству металла, позволяющего использовать его в строительстве, они в XIX веке не пришли. Поэтому они стали создавать здания произвольных форм и оболочки произвольной кривизны на основе традиционной техники каменной кладки, развивая, естественно, традиции ордерной архитектуры. И вот в результате Нью-Йорк выглядит приблизительно таким образом.

«Архитектурная фантазия с восточным колоритом»

Эта идея возникла у меня достаточно случайно, просто перед знакомством с творчеством Артура Скижали-Вейса я прочел роман известного фантаста Сергея Лукьяненко «Близится утро», в котором действие как раз и происходит в цивилизации, не знающей промышленного производства металла. Эта цивилизация – не в прошлом относительно нашей, и не в будущем, она не является ни идеалом, ни предостережением – она просто параллельна нашей истории.

«Все реки текут в храм»

Мне показалось, что здесь есть структурное сходство в развитии жанра. Литературная фантастика долгое время развивалась, демонстрируя нам образ будущего, позитивный или негативный. Но сегодняшняя фантастика ушла от этого и постоянно отсылает нас в параллельный мир с неким другим принципом развития. Собственно, это отличие в русском языке получило терминологическое выражение, если старая литература называлась термином «фантастика», то новая называется «фэнтези».

«Храм Рождества в лунном свете»

Мне кажется, что работы Артура Скижали-Вейса – это именно архитектурная фэнтези, и этим они отличаются от всего предшествующего корпуса бумажной архитектуры. Но, помимо собственно жанрового открытия, которое он сделал, я нахожу в его идеях и другой интерес. Задача ордерной архитектуры – гармонизация пространства. Строгий классицист скажет, что это накладывает существенные ограничения на сам тип пространства, и, скажем, классическое здание не может быть выше пяти этажей. В этом есть свой резон. Но в работах Скижали-Вейса ордером гармонизуются принципиально иные типы пространств – стоэтажные небоскребы, спирали, оболочки произвольной кривизны. И я бы сказал, что ордер в них существует с парадоксальной степенью достоверности. Я понимаю, что Палладио бы пришел в ужас от того, что колонны изгибаются на шаре, как бигуди. Но я думаю, что Леонардо со своими идеями многоуровневого города отнесся бы к этому иначе.

Артур Скижали-Вейс
Родился 21.02.1963 в Москве
1986 – окончил МАрхИ
1986-1995 – Моспроект-1, мастерская 11
1995-2002 – «Товарищество театральных архитекторов»
1997 – член Союза московских архитекторов
С 1999 занимается жанром архитектурной фантазии

Выставки:
2002 – Принимал участие в выставке «Стройиндустрия и Архитектура 2002»
2004 – Персональная выставка в Союзе архитекторов (Белая гостиная)

<<вернуться

вверх

 Архив

     

27.03.2005 XIII-MMV
Григорий Ревзин
Архитектурная фэнтези

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна