|
|
Культура
Григорий Ревзин
Архитектурная фэнтези
XIII-MMV - 27.03.2005

«Культовое здание – обелиск»
Размышляя над смыслом этих работ,
я поймал себя на следующей аналогии.
Вот, скажем, «Пантеон-маяк». Город у океана, состоящий из небоскребов. Своего
рода Манхэттен, выстроенный по похожей
схеме. Но какой-то иной цивилизацией,
у которой принципиально иные строительные технологии. Эта цивилизация сначала
развивалась так же, как мы, у них была
своя античность и своя готика, но где-то
в XIV веке они изобрели новый соединительный материал вместо тривиального
раствора, который позволил им склеивать каменные блоки намертво. С другой
стороны, к промышленному производству металла, позволяющего использовать
его в строительстве, они в XIX веке не
пришли. Поэтому они стали создавать
здания произвольных форм и оболочки
произвольной кривизны на основе традиционной техники каменной кладки,
развивая, естественно, традиции ордерной
архитектуры. И вот в результате Нью-Йорк
выглядит приблизительно таким образом.

«Архитектурная фантазия с восточным колоритом»
Эта идея возникла у меня достаточно случайно, просто перед знакомством
с творчеством Артура Скижали-Вейса я
прочел роман известного фантаста Сергея
Лукьяненко «Близится утро», в котором
действие как раз и происходит в цивилизации, не знающей промышленного
производства металла. Эта цивилизация – не в прошлом относительно нашей,
и не в будущем, она не является ни идеалом, ни предостережением – она просто
параллельна нашей истории.

«Все реки текут в храм»
Мне показалось, что здесь есть
структурное сходство в развитии жанра.
Литературная фантастика долгое время
развивалась, демонстрируя нам образ
будущего, позитивный или негативный.
Но сегодняшняя фантастика ушла от этого
и постоянно отсылает нас в параллельный
мир с неким другим принципом развития.
Собственно, это отличие в русском языке
получило терминологическое выражение,
если старая литература называлась термином «фантастика», то новая называется
«фэнтези».

«Храм Рождества в лунном свете»
Мне кажется, что работы Артура Скижали-Вейса – это именно архитектурная
фэнтези, и этим они отличаются от всего
предшествующего корпуса бумажной архитектуры. Но, помимо собственно жанрового
открытия, которое он сделал, я нахожу в его идеях и другой интерес. Задача
ордерной архитектуры – гармонизация
пространства. Строгий классицист скажет,
что это накладывает существенные ограничения на сам тип пространства, и, скажем,
классическое здание не может быть выше
пяти этажей. В этом есть свой резон.
Но в работах Скижали-Вейса ордером гармонизуются принципиально иные типы
пространств – стоэтажные небоскребы, спирали, оболочки произвольной кривизны.
И я бы сказал, что ордер в них существует
с парадоксальной степенью достоверности.
Я понимаю, что Палладио бы пришел
в ужас от того, что колонны изгибаются
на шаре, как бигуди. Но я думаю, что Леонардо со своими идеями многоуровневого
города отнесся бы к этому иначе.
Артур Скижали-Вейс
Родился 21.02.1963 в Москве
1986 – окончил МАрхИ
1986-1995 – Моспроект-1, мастерская 11
1995-2002 – «Товарищество театральных архитекторов»
1997 – член Союза московских архитекторов
С 1999 занимается жанром архитектурной фантазии
Выставки:
2002 – Принимал участие в выставке «Стройиндустрия и Архитектура 2002»
2004 – Персональная выставка в Союзе архитекторов (Белая гостиная)
<<вернуться
|
 |
|