|
|
Культура
Ирина Кулик
Выколотый глаз сюрреализма
XI-MMIV - 30.07.2004
Гранвиль
«Преступление и искупление», гравюра. 1847.
Возможно, этим произведением вдохновлялся
Сальвадор Дали, создавая
декорации для фильма
Альфреда Хичкока
«Завороженный»
Сюрреалистический художник
и оказывается добровольным слепцом,
готовым выколоть себе глаза, чтобы обратить свой внутренний взгляд к образам,
недоступным физическому зрению – будь
это сновидения или столь часто появляющиеся в сюрреалистических текстах
призраки. Стоит отметить, что если
в русском языке слова «привидение» или
«призрак» все же имеют отношение
к «видению» и «зрению», то любимое
Андре Бретоном слово «revenant» обозначает «вернувшегося» из потустороннего
мира и не дает никаких оснований
предполагать, что присутствие этого пришельца можно уловить именно взглядом.
Наивные адепты спиритизма начала
прошлого века верили в то, что, хотя
призраки и невидимы для глаз, они могут
проявиться на фотопленке – что вызвало
появление целого ряда снимков-фальшивок, якобы запечатлевших потусторонних
гостей. Сюрреалисты, как известно, так
же отводили фотографии особую роль –
механический глаз фотокамеры вызывал
больше доверия, нежели человеческое
зрение. Даже одна из самых удачных
метафор, описывающих сюрреалистический процесс творчества, использует
фотографическую терминологию. Мишель
Карруж в своей книге «Андре Бретон
и основы сюрреализма», рассуждая
об образах подсознания, которые надо
донести до читателя (или зрителя),
не подвергая их разрушительному
воздействию сознания автора, слишком
рано включающегося в творческий
процесс, говорит об Эвридике, которую
нужно как можно дольше оставлять не
явленной, сокрытой от лучей света, ибо
«проявление» ее образа «засветило» бы ее,
в фотографическом смысле слова.

Макс Эрнст
«Слепой пловец». 1934
Кажущийся нарочитым консерватизм сюрреалистической живописи
означает лишь то, что для художников-сюрреалистов сама картина утратила
то непререкаемое значение, которым ее
наделяли, скажем, кубисты или абстракционисты. Краски, фактура, композиция,
сама материальность холста уже не имеют
значения в искусстве, отказавшем в доверии зрению. Картины Рене Магритта,
в общем, обладают не большей материальностью, нежели сделанное при помощи
компьютерной графики изображение,
висящее где-нибудь в интернете и открывающееся на самых разных компьютерах:
формат или цвет здесь имеют не больше значения, чем диагональ и цветовая
палитра того или иного монитора. Картина
вновь стала прозрачной – но для того,
чтобы отсылать к иному, не вполне зрительному опыту.
Сюрреалисты, исправно продолжавшие вести рубрику «Сновидения» во всех
своих журналах, одно время даже
пытались публиковать в ней не только
записанные, но и зарисованные сновидения. Но попытки запечатлеть карандашом
привидевшееся во сне оказались малоубедительными. Сюрреалистическая картина
оказывается даже не зарисовкой сновидения, но приблизительной иллюстрацией
к заведомо искажающему онирический
опыт пересказу. Прославленный французский философ и писатель Морис Бланшо
как-то назвал автоматическое письмо
сюрреалистов «унижением языка»,
которому отныне отказано в способности
адекватного выражения. Сюрреалистическую живопись можно назвать «унижением
зрения».

Макс Эрнст
«Колесо света»,
лист из серии
«Естественная история».
1929
Правда, отказав в доверии глазу
художника, сюрреалисты все же предоставили зрителю постигать их искусство
при помощи столь несовершенного
чувства, как зрение. Они не были столь
простодушными, как, скажем, итальянские футуристы, предлагавшие ввести
в обиход искусства, работающие с осязанием, обонянием и прочими ранее не задействованными в художественных целях
чувствами. Тактилизм, придуманный
Маринетти, так и остался экстравагантной
и несбыточной затеей. Сюрреализм,
исподволь подвергший сомнению саму
правомочность классического изобразительного искусства, основанного на зрении, имел куда более фундаментальные
последствия.
С одной стороны, многочисленные
новые виды искусств, появившиеся
во второй половине ХХ века, все меньше
и меньше апеллировали собственно
к зрителю. Как-то трудно назвать таковым
человека, осваивающего пространство
инсталляции, вовлеченного в хеппенинг
или же подвергшегося воздействию перформанса. Сюрреалисты сделали одним
из главных элементов своего искусства
некий особый опыт, якобы пережитый
автором. Их косвенные последователи
старались приобщить к этому опыту
и зрителя. Но сюрреалисты также предупредили о том, что любая попытка
перевести этот опыт на конвенциональный
художественный язык порождает лишь
вольные или невольные лжесвидетельства.
Сюрреалистическая живопись по сути порождает лишь псевдокартины. Но именно
в этом качестве их произведения оказываются по-прежнему актуальными – как
до сих пор интересен поп-арт, концептуализм или симуляционизм. После
сюрреалистического опыта очень трудно
вновь поверить своим глазам.
<<вернуться
|
 |
|