приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Ирина Кулик
Выколотый глаз сюрреализма
XI-MMIV - 30.07.2004

 

Гранвиль
«Преступление и искупление», гравюра. 1847.
Возможно, этим произведением вдохновлялся Сальвадор Дали, создавая декорации для фильма Альфреда Хичкока «Завороженный»

Сюрреалистический художник и оказывается добровольным слепцом, готовым выколоть себе глаза, чтобы обратить свой внутренний взгляд к образам, недоступным физическому зрению – будь это сновидения или столь часто появляющиеся в сюрреалистических текстах призраки. Стоит отметить, что если в русском языке слова «привидение» или «призрак» все же имеют отношение к «видению» и «зрению», то любимое Андре Бретоном слово «revenant» обозначает «вернувшегося» из потустороннего мира и не дает никаких оснований предполагать, что присутствие этого пришельца можно уловить именно взглядом. Наивные адепты спиритизма начала прошлого века верили в то, что, хотя призраки и невидимы для глаз, они могут проявиться на фотопленке – что вызвало появление целого ряда снимков-фальшивок, якобы запечатлевших потусторонних гостей. Сюрреалисты, как известно, так же отводили фотографии особую роль – механический глаз фотокамеры вызывал больше доверия, нежели человеческое зрение. Даже одна из самых удачных метафор, описывающих сюрреалистический процесс творчества, использует фотографическую терминологию. Мишель Карруж в своей книге «Андре Бретон и основы сюрреализма», рассуждая об образах подсознания, которые надо донести до читателя (или зрителя), не подвергая их разрушительному воздействию сознания автора, слишком рано включающегося в творческий процесс, говорит об Эвридике, которую нужно как можно дольше оставлять не явленной, сокрытой от лучей света, ибо «проявление» ее образа «засветило» бы ее, в фотографическом смысле слова.

Макс Эрнст «Слепой пловец». 1934

Кажущийся нарочитым консерватизм сюрреалистической живописи означает лишь то, что для художников-сюрреалистов сама картина утратила то непререкаемое значение, которым ее наделяли, скажем, кубисты или абстракционисты. Краски, фактура, композиция, сама материальность холста уже не имеют значения в искусстве, отказавшем в доверии зрению. Картины Рене Магритта, в общем, обладают не большей материальностью, нежели сделанное при помощи компьютерной графики изображение, висящее где-нибудь в интернете и открывающееся на самых разных компьютерах: формат или цвет здесь имеют не больше значения, чем диагональ и цветовая палитра того или иного монитора. Картина вновь стала прозрачной – но для того, чтобы отсылать к иному, не вполне зрительному опыту.

Сюрреалисты, исправно продолжавшие вести рубрику «Сновидения» во всех своих журналах, одно время даже пытались публиковать в ней не только записанные, но и зарисованные сновидения. Но попытки запечатлеть карандашом привидевшееся во сне оказались малоубедительными. Сюрреалистическая картина оказывается даже не зарисовкой сновидения, но приблизительной иллюстрацией к заведомо искажающему онирический опыт пересказу. Прославленный французский философ и писатель Морис Бланшо как-то назвал автоматическое письмо сюрреалистов «унижением языка», которому отныне отказано в способности адекватного выражения. Сюрреалистическую живопись можно назвать «унижением зрения».

Макс Эрнст
«Колесо света», лист из серии «Естественная история». 1929

Правда, отказав в доверии глазу художника, сюрреалисты все же предоставили зрителю постигать их искусство при помощи столь несовершенного чувства, как зрение. Они не были столь простодушными, как, скажем, итальянские футуристы, предлагавшие ввести в обиход искусства, работающие с осязанием, обонянием и прочими ранее не задействованными в художественных целях чувствами. Тактилизм, придуманный Маринетти, так и остался экстравагантной и несбыточной затеей. Сюрреализм, исподволь подвергший сомнению саму правомочность классического изобразительного искусства, основанного на зрении, имел куда более фундаментальные последствия.

С одной стороны, многочисленные новые виды искусств, появившиеся во второй половине ХХ века, все меньше и меньше апеллировали собственно к зрителю. Как-то трудно назвать таковым человека, осваивающего пространство инсталляции, вовлеченного в хеппенинг или же подвергшегося воздействию перформанса. Сюрреалисты сделали одним из главных элементов своего искусства некий особый опыт, якобы пережитый автором. Их косвенные последователи старались приобщить к этому опыту и зрителя. Но сюрреалисты также предупредили о том, что любая попытка перевести этот опыт на конвенциональный художественный язык порождает лишь вольные или невольные лжесвидетельства. Сюрреалистическая живопись по сути порождает лишь псевдокартины. Но именно в этом качестве их произведения оказываются по-прежнему актуальными – как до сих пор интересен поп-арт, концептуализм или симуляционизм. После сюрреалистического опыта очень трудно вновь поверить своим глазам.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

30.07.2004 XI-MMIV
Ирина Кулик
Выколотый глаз сюрреализма

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна