приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Владимир Седов
Святилище в русской архитектуре
V-MMII - 20.11.2002

Дворец

Дворец великого монарха. Зимний дворец в Санкт-Петербурге по литографии XIX века.

Идеи дворца принадлежат Италии, Испании и прежде всего Франции эпохи Людовика XIV. В этих и других странах Запада появился новый тип здания, в котором сливаются формы частного жилища, общественной постройки и храма. Этот новый тип – дворец абсолютного монарха, который охраняет, управляет и просвещает одновременно, который есть главный символ и объект поклонения жителей страны. Именно во дворце отныне концентрируются все наиболее сложные и продуманные архитектурные решения, именно с дворцами связывается жизнь крупнейших архитекторов эпохи.

В России тему дворца начинает Петр I, который поначалу больше отдает дань частному жилищу монарха: тут и деревянные домики на Петроградской стороне и в Стрельне, и Летний дворец, и Монплезир с Марли. Представительские функции как будто отданы Меншикову с его дворцом на Васильевском острове и Ораниенбаумом. Но после Ништадтского мира, когда труды стали не столь обременительными, а имперское величие несомненным, Петр создал пару Зимних дворцов на одном месте и великолепную Стрельну. Анна Иоанновна заказала Растрелли еще один Зимний дворец, но подлинную славу получил последний, созданный тем же Растрелли, но уже при Елизавете Петровне.

Этот последний Зимний, который мы знаем сейчас, стал эталоном дворца российского владыки: он огромен, величествен, в меру затейлив и в то же время мощен, его объем, кажется, не может превзойти никакое здание Петербурга, его высота до 1917 года была ограничением для роста городской застройки. Тот же Растрелли создал, кроме крупного «блока» Зимнего, еще и тип «растянутого» загородного дворца, в котором видно подражание Версалю: и Петергоф, и в особенности Царское Село представляют длинный фронт с бесконечными анфиладами. Во всех дворцах барокко были и тронные залы, и приемные, великолепные лестницы, и храмы, предназначенные для торжественных и повседневных служб. Все эти помещения служат только одной цели: возвеличиванию монарха и сакрализации всей его жизни. Ни один храм той же эпохи и того же мастера – ни Смольный собор, ни Андреевская церковь в Киеве – не может сравниться по архитектурной интенсивности с этими дворцами.

Растрелли и Елизавета создали и дистанцию, отделяющие дворцы-святилища самодержца от дворцов вельмож. Выполненные в том же духе регулярного и пышного барокко, петербургские дворцы Строганова и Воронцова по крайней мере вдвое меньше и даже ниже Зимнего и, при всей своей оригинальности, выглядят сколками с него.

Екатерина II только развивала уже найденные формы: в Царском Селе парк с помощью колонн, киосков и павильонов превратился в мемориал царствования, еще один такой мемориал, более архитектурный из-за «разбросанности» всего комплекса, планировался в Царицыне. Зато именно в ее царствование сложился образ дворянской усадьбы, в котором и дом и парк были отражением дворцовых комплексов императорской семьи. В доме с храмовым портиком часто был и храмовый же купол бельведера, тут была и своя тронная зала с портретом отсутствующего, но делегирующего часть своей власти монарха, и своя усадебная церковь, и павильоны в парке, часто мемориального характера. И если в отдельности каждая усадьба не могла соперничать с императорскими резиденциями, то вместе они представляли умноженное подобие святилищам монархии и архитектурно подчеркивали это.

Каждый последующий государь до Николая I включительно вносил свое в создание образа дворца-святилища. Мрачная фигура Павла на удивление совпадает с архитектурой Михайловского замка, созданного Бренной. Александр I «высказался» на языке ампира в Елагине дворце и в Слободском дворце в Москве. Николай I манифестировал национальное направление в Большом Кремлевском дворце и «перебрал» все европейские стили в дворцах своих детей: Новониколаевском, Новомихайловском и Мариинском. Но он же был склонен к частной жизни в отстроенном в Петергофе Коттедже. Круг, кажется, замыкался, дворцов было уже много, а частная жизнь наступала. К середине XIX столетия дворцы стали уже святилищами угасающих богов, которые к тому же теряли вкус к архитектуре и с какого-то момента перестали чувствовать и вводить новые решения и стили.

Музей или особняк?

Интерьер дома Боткиных в Санкт-Петербурге. Фото 1907 года

Буржуазная Россия, пусть и под скипетром царей, выбирала новых героев и сооружала им новые святилища. Здесь был возможен выбор: или мы славим Прогресс, общий для всех, или мы славим Личность, индивидуальную и неповторимую, но признанно значимую и воплощенную во множестве лиц. Попытки славить архитектурно Прогресс, Нацию и национальную Историю были. На протяжении второй половины XIX – начала XX века появлялись вокзалы с их представительными фасадами и рациональными интерьерами, храмы-памятники с отчетливым национальным привкусом в декорации (тот же храм Христа Спасителя), городские думы в русском стиле (Москва, Владимир) и многочисленные музеи в том же русском стиле (Исторический в Москве, городские музеи во Владимире, Нижнем Новгороде и Новгороде, Суворовский музей в Петербурге). Но, несмотря на идеологическую и формальную разработанность их композиций и фасадов, кажется, что не эти монументы были святилищами эпохи.

Святилищем стал, хотя и не сразу, городской особняк, в котором частная жизнь превращалась в священнодействие и делалась примером личного счастья, обретенного, помимо богатства, за счет реальных или мнимых достоинств: вкуса, общественного служения, собирательства, меценатства. Архитекторы эклектики, как будто почувствовав новую эпоху, нашли для аристократических особняков Петербурга и купеческих особняков Москвы и провинциальных городов основные решения: тут и разделение на парадную и интимную зоны, и «возвышающие» стили неоренессанса и необарокко, отсылающие зрителя к эпохам, породившим эти стили, и возвышающие владельца до аристократии или нобилей прошлого.

Особняк Морозова на Воздвиженке в Москве. 1894. Архитектор В.Мазырин

Поначалу особнякам не хватало именно сакральности: чему здесь поклоняться, если живет тут наследник обширных земель или разбогатевший делец, а дом его похож на уменьшенный дворец в Вене или Вероне?

Но к рубежу XIX-XX веков владельцы особняков «набрали» интеллигентности и лоска, так что Серов в своих портретах объединяет их, при всех различиях, в одну группу, а архитекторы сумели отойти от копийности по отношению к дворцам и создали тип дома со свободной планировкой, с равноценными фасадами и подчеркнутым комфортом в сочетании со значительностью форм. Так появились многочисленные особняки Серебряного века с их сложными линиями, разработанными деталями и оставшимся до настоящего времени «духом», часто таинственным или легендарным. Если в Петербурге особняки зачастую прячутся в линии застройки (как дом Набоковых) и редко стоят отдельно (как дом Кшесинской), то в Москве и провинциальных городах особняки Рябушинских, Миндовских, Морозовых, Бурылиных и Дерожинской стоят одиноко и «работают» как храм – на все стороны. Эти здания, выполненные в стиле модерн или в сменившей его неоклассике, являются самыми сложными по формам, самыми трудными для понимания и, одновременно, самыми эмблематичными и самыми запоминающимися. Это воплощенная архитектурными средствами легенда об образованных и душевно тонких владыках, которые обогащают жизнь вокруг и зримо меняют образ целых городских районов. Это святилища Личности, позднее проявление Гуманизма, видящего в Прогрессе возможность для возвышенного счастья немногих.

<<вернуться    далее>>

вверх

 Архив

     

20.11.2002 V-MMII
Михаил Пророков
Drug свободного человека

     

20.11.2002 V-MMII
Владимир Седов
Святилище в русской архитектуре

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна