приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Культура

Михаил Пророков
Drug свободного человека
V-MMII - 20.11.2002

 

Когда я увидел фотографии «Магны», я подумал: ну хорошо. Машина делает воздух – это всем понятно, не штука, берешь кислород, водород и азот, смешиваешь... Машина делает огонь – тоже, в общем, не вызывает вопросов. Машина делает воду – ну допустим, хотя это уже сложнее. Все они при этом где-то в цеху, в воздухе то есть, никакой такой уж особой таинственности, такие себе машины. Но вот четвертая машина, та, что делает землю... Она-то – в земле. И из чего она ее делает? Из земли? И кому это надо?

Потом я подумал: если это все – акт творения, то стержень его , конечно, она – та, что делает землю. Воздух и вода прилагаются к земле; огонь – это хаос, претворяемый творением в космос; а земля – как раз то, что надлежало сотворить (хотя все-таки непонятно, зачем ее творить еще раз, снова: лучше, что ли, получится? проще как-нибудь?).

Потом я подумал: а ведь я это уже где-то читал. «Луна обыкновенно делается в Гамбурге; и прескверно делается... Делает ее хромой бочар, и видно, что дурак, никакого понятия не имеет о луне». Луна – в Гамбурге, а земля теперь, значит, под Ротерхэмом; делает ее машина, и видно, что умная.

Об ком звонит колокол

Ложь, писал Горький, религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека. Старик, писал Горький, врал из жалости к людям. А человека надо не жалеть, не унижать жалостью – человека надо уважать. Все в человеке, все для человека.

Над Горьким принято сейчас смеяться, а зря. Задача, поставленная им перед искусством, весьма серьезна. Оно ведь так устроено – только перестанешь следить, как оно тут же солжет, соврет, сбрешет или сон золотой навеет. Поэтому каждый год – не говоря уж о десятилетии, – когда ему удается как-то перетоптаться без сказок, можно со спокойной совестью считать величайшей заслугой всех без исключения участников худпроцесса, особенно – лидеров и инициаторов. А также продюсеров – если говорить о кино. Сейчас невозможно поверить, что был период, и достаточно длительный, когда фантастика в кино находилась в опале.

«...Их поставили к библиотечной стенке, – писал Брэдбери, – Санта-Клауса и Всадника без головы, и Белоснежку, и Домового, и Матушку Гусыню... и расстреляли их, потом сожгли бумажные замки и царевен-лягушек... Спящая Красавица была разбужена поцелуем научного работника и испустила дух, когда он вонзил в нее медицинский шприц... Волшебное Зеркало они одним ударом молота разбили вдребезги...» А потом, – вспоминает герой его рассказа «Эшер II», – приказали кинопродюсерам, «если они вообще хотят что-либо делать, пусть снимают и переснимают Эрнеста Хемингуэя. Боже мой, сколько раз я видел ‘По ком звонит колокол’! Тридцать различных постановок. Все реалистичные». В конце этого рассказа, входящего в «Марсианские хроники», дом героя – вобравший в себя заботливо воссозданные с помощью новейшей техники все ужасы самых жутких новелл Эдгара По – разваливается, погребая под собой сливки общества – всех тех, кто, отвечая за общественную мораль, изгонял чудесное и сказочное из кино, театра и литературы. «Марсианские хроники», напомним, впервые увидели свет в 1951 году. «Фабрика грез» навевала в то время сны, разумеется, не совсем про работу (в этом ее преимущество перед «Мосфильмом», Свердловской киностудией и Студией детских и юношеских фильмов имени опять-таки Горького), но уж и строительством бумажных замков не занималась. Эталоном кинопродукции в то время считался фильм «Унесенные ветром»; снятый в конце 30-х, он без малого пятьдесят лет держал кассовый рекорд, оставаясь непревзойденным. Домовые и Белоснежки могли только облизываться, стоя у подножия пьедестала и глядя на сияние вечной славы Скарлетт О’Хара. Они были не сожжены и не поставлены к стенке, конечно, но просто отданы на откуп У.Диснею, дневным сеансам, рождественским каникулам и т.п.

А что потом? А потом опять пришел старик и начал врать. И врал он так затейливо, так сладко, что все кассовые рекорды в одночасье (в начале 1980-х) рухнули и долгое время бились едва ли не каждый год. Как звали-то старика? Да как хотите, так и назовите – «сон золотой» миллионам разновозрастных подростков принялись навевать и космический сказочник Дж.Лукас, и флагман Голливуда, человек-кинофабрика С.Спилберг, и визионер Т.Бертон, и все-все-все... Довольно быстро выяснилось, что дневные сеансы – самые важные, что за рождественские каникулы можно «отбить» такой бюджет, на который раньше можно было снять дюжину фильмов. Что реализм, узнаваемость ситуаций и типов, правдоподобие характеров – все решительно побоку, а главное – найти побольше стариков, чтобы врали. Годятся и старые, и новые, и классики, и современники. Чего далеко ходить за примером – одно из трех главнейших последних кинособытий оказалось связано со сказкой середины прошлого века («Властелин колец»), другие два – с историями вполне современных авторов: второй частью второй трилогии «Звездных войн» и первым романом пента- (секста-? септа-?) логии о Гарри Поттере, которую еще только предстоит завершить.

Белоснежки наступают. Матушки Гусыни берут реванш. Санта-Клаусы переходят в контратаку.  «Хемингуэй» повержен, затоптан, никто уже и не помнит, про что он, собственно. Кажется, война, дружба, добро, зло, мужество, одиночество... Ну так ведь и Толкин про то же. И Ролинг, и Лукас, и... Впрочем, никакого «и» не нужно. Можно было бы помянуть многих, от Л.Кэррола и Дж.Барри до авторов «Горца», «Конана-варвара», имени которых не припомню – и потому, что оно – легион, и потому, что мы вновь вернулись к тому, что Одиссей и реальней, и безусловней Гомера. На самом деле достаточно трех. В них все хорошо: и то, что про разное (у Толкина – как бы прошлое и где-то неблизко, у Ролинг – как бы настоящее и где-то рядом, у Лукаса – будущее и где-то совсем далеко), и то, что они бестселлеры с блокбастерами (значит, во-первых, все на слуху, можно ссылаться без пересказа; во-вторых, минимум случайного, максимум характерного), и то, что все эти (имея в виду кино), как сейчас принято говорить, проекты еще не завершены, стало быть, как те машины «Магны», продолжают работать. Производить.

И потом – речь на самом деле пойдет не о них. А о том, как мы дошли до такой вот чудесной жизни.

Враг науки? Друг природы?

Имя победителя назвать нетрудно. Скажем, «сказка», или «магия», «чудеса», «волшебство». «Фантастика» звучит немного хуже: по-русски она все еще кажется сокращенным обозначением популярнейшего в 60-70-е жанра, откуда для удобства произнесения выпало слово «научная» – между тем как невооруженным глазом видно, что ни о какой «научности» сейчас уже не может быть и речи. Лазерные мечи в руках джедаев не более научны, чем клинки, выкованные гномами и эльфами, в руках героев «Властелина колец». Труднее назвать имя потерпевшего поражение. Вроде ясно: магия пришла на место, оставленное наукой. Массовый интерес к сверхъестественному – результат распада научной картины мира; сверхъестественное в данном случае выступает как антоним естественнонаучного.

Или все же естественного? Ведь в действительности ни один научный работник не подкрадывался к Спящей Красавице со шприцем наизготовку; да и магия (в отличие от религии) никогда особенно не пыталась теснить науку, нередко полагая себя одной из разновидностей таковой. Вся борьба против науки, ведшаяся последние три с лишним десятилетия, шла под лозунгами не «магическими», но «природными» («экологическими»): «меньше химии», «долой синтетику», «не надо нам чудес техники, верните нам чистую воду и свежий воздух». «Все прогрессы реакционны, если рушится человек», – с чувством писал Вознесенский где-то в конце золотых для него 60-х. Все в человеке, все для человека, как же... И вдруг, стоило лишь попытаться изгнать химию, обесточить технику и совлечь синтетику, как на месте, где ожидался естественный человек, обнаружился зеленоухий магистр Йода. Как произошла подмена?

Начнем с того, что если магия не противник науки, то и природа как таковая ничьим противником (по крайней мере таким, который одерживает победу) быть не может. Стоит ей остаться наедине с собой, как она делается похожа на себя гораздо меньше, чем Йода на героя Торо. Природоверие, как доказывал такой специалист по чудесному, как К.С.Льюис (имеется в виду как раз его трактат «Чудо»), наиболее пессимистичная и непоследовательная из вер; стоит людям, подобно мудрецам античности, пожелать жить согласно природе, как показывал в своей книге о Франциске Ассизском Честертон, лучше многих понимавший толк в сказках и чудесах, – и они сразу займутся чем-нибудь на редкость противоестественным. Для того чтобы слово «сад» начало вызывать только трогательные ассоциации, нужны были века христианской аскезы, отшельничества и пустынничества. «Что могла им дать любовь к цветам и птицам, – спрашивает Честертон, – после тех историй, что про них рассказывали?.. Если вы хоть немного знаете латинскую поэзию, вспомните, что стояло в их садах вместо солнечных часов или фонтана, нагло и весомо, в ярком солнечном свете; попробуйте вспомнить, каков был бог их садов».

Похоже, что именно это и произошло вновь, едва науке – религии нового времени – было нанесено поражение. Любовь к птицам орнитолога или к цветам – ботаника мало похожа на любовь к «цветочкам» и «птичкам» католического святого; но по крайней мере одно общее качество у них есть: они обе невинны. Человек устроен так, что, увидев цыпленка и не усмотрев в нем ни научный объект, ни тварь Божью, может, и восхитится на какое-то время, а вслед за тем – непременно захочет его употребить... и хорошо, если в пищу. Для ученого природа – все-таки тоже во многом храм; тот же, для кого она мастерская, отработав положенное, естественным образом постарается извлечь из-за одного верстака бутылку, из-под другого куста закуску... солнечные часы ему при этом ни к чему, хватит наручных, фонтан тоже по барабану, а вот Приап...

Но из-за куста вылез однако же не Приап. Там оказалась засада орков. Или схрон халфлингов (так в ролевых играх, основанных на популярной системе Dungeons &Dragons, стали именовать толкиновских хоббитов – видимо, чтобы заимствование не выглядело слишком буквальным). Почему не Приап, долго, вероятно, гадать не надо: с одной стороны, христианство (хотя бы в качестве культурной традиции) пока изжито не до конца, с другой – все весьма и весьма дозволено, к услаждавшим античных любителей непристойности поэзии, живописи и скульптуре добавились журналы, кино-видео, интернет... а в саду действительно порой бывает приятно и просто отдохнуть, без излишеств. А вот почему орки?

А орки на самом деле, видимо, потому же, почему не синхрофазотрон и не ботаник Паганель с сачком и лупой. Да полно, неужели неудачные свойства синтетики и обусловленная «техногенными причинами» «плохая экология» подорвали веру в науку, державшуюся два века? Драма Фауста начинается не тогда, когда он понимает, что некоторые его открытия могут иметь побочные эффекты, а тогда, когда он видит, что он уже стар, жизнь кончена, а чуда так и не произошло. Наука, в общем и целом, обещала человеку три вещи: он станет а) молодым, б) бессмертным и в) улетит отсюда куда-нибудь далеко-далеко. Фауст в свете такого рода желаний призвал черта (призвал успешно, стало быть, была все же польза от его науки), человек послал ученых копаться в цветках, атомах, клетках, генах... пока не выяснилось, что все тщетно. Не то чтобы совершенно тщетно: синтетика греет, химия лечит, 3D и 3G скрашивают досуг, искусственные сердце, почки, печенка, пенис более или менее успешно заменяют пришедшие в негодность естественные... но чуда не происходит. В какой-то мере чудесными оказались только лекарства – но при нашем полном незнании о том, из чего они сделаны и за счет чего превращают больную голову в здоровую, а дурное настроение в сносное, они выглядят уже чем-то не вполне от науки, а больше от «магии земли» (в тех же Dungeons&Dragons – «магия природы»). Дело не в том, что лекарства лучше помогают «от сердца», чем искусственное сердце или шунтирование; дело в том, что почему-то очень важно именно чудо.

далее>>

вверх

 Архив

     

20.11.2002 V-MMII
Михаил Пророков
Drug свободного человека

     

20.11.2002 V-MMII
Владимир Седов
Святилище в русской архитектуре

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
III-MMII
   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна