|
|
Культура
Владимир Седов
Святилище в русской архитектуре
V-MMII - 20.11.2002
Присутствие
Вместе с ранней революционностью советского строя исчезли как по
мановению руки и клубы. Теперь все силы архитекторов направлялись
на создание помпезных неоклассических по стилю зданий, как жилых,
так и общественных. Но кто скажет, в каком здании сталинской эпохи
живет мистическая душа этого времени? Где же святилища
сталинизма, а затем и более бледные модернистские святилища эпохи
Хрущева и Брежнева? Дворец по каким-то причинам этим режимам
был не нужен или даже не был по силам. Усадебки вождей и секретарей редко поднимаются до уровня
екатерининских усадеб. Санатории трудового народа в Сочи, конечно,
величественные, но никак не претендуют на сакральную роль.
Послевоенные высотки и обработанные под палаццо жилые дома тоже
никак нельзя назвать святилищами. Сталинизм создал одну из самых
сложных мифологических схем, но к созданию святилища, такого, какие
были созданы в гитлеровской Германии, даже не приступил.


Дом Советов в Ленинграде. 1936–1941. Архитектор Н.А.Троцкий
Похоже, что советская архитектура сосредоточилась на создании
присутствий, административных зданий, где сидели с утра до вечера
(а в известный период и ночью) «слуги народа» и осуществляли
властные функции от имени народа. Все эти многоколонные обкомы и
министерства, а затем и модернистские обкомы и райкомы со стеклом
и бетоном пополам с хрусталем и коврами – все это и были святилища
советского государства. Никакие музеи и дворцы пионеров даже
сравниться не могут с желанием передать силу и богатство власти,
ощутимым при обозрении многочисленных присутствий советской
эпохи. Но формы и концепции этих зданий постепенно ухудшались —
ровно постольку, поскольку из этой власти уходил дух. И наконец, все
кончилось.
Что теперь?
Где теперь святилище для новой русской архитектуры? Новая власть
не строит дворцов и вообще мало проявляет себя архитектурно.
Дворцы строят, слава богу, где-то в Астане и Ашхабаде. Новые присутствия новой демократии тоже
не требуются: старых пока хватает. Храмы получаются корявые, тут не
хватает духа. Многоквартирные жилые дома могут стать символом и
святилищем эпохи только при новой социализации, а дорогие монстры по
столько-то долларов за метр остаются монстрами. Элитные неоконструктивистские опусы выглядят элегичными и ностальгическими, но с новым
содержанием. Характерные для Запада музеи современного искусства и библиотеки еще не появились
и когда еще появятся. До «Магны» с ее мистикой мы совсем не дожили.
После такого ряда отрицаний нужно все же предположить хоть
что-нибудь в качестве гипотезы. Новым святилищем опять, по
нашему мнению, станет особняк. Хотя 90-е годы замусорили окрестности городов страшноватыми краснокирпичными особняками-«краснухами», хотя и сейчас в Жуковке трудно
найти стоящее здание, но тенденция, кажется, есть. В последние десять
лет сакральный напор ощущается в интерьерах частных квартир,
но им не хватает именно объемности. Следующим после квартиры будет
все же особняк.


Современные особняки Подмосковья. Будущее не за ними, а за следующим
поколением особняков
Особняк, теперь в качестве загородного дома, пытается стать
самым главным типом зданий России, святилищем, где рождаются
власть и счастье, где новый русский рядится в кого-то еще или становится кем-то еще. Героизация и
сакрализация еще не произошли, но уже на подходе. Если история
циклична, то у нас циклична и архитектура. Мы возвращаемся
к началу ХХ века.
<<вернуться
|
 |
|