|
|
Взрыв
Фонтан Четырех рек Бернини
на площади Навона в Риме
IV-MMII - 27.07.2002
Перспектива площади
Навона с юга, от Фонтана
Мавра.
Слева – церковь
Святой Агнессы работы
Борромини
Через тринадцать-четырнадцать столетий Управление вод и фонтанов,
официально находящееся под патронажем
папы,– приоритетнейшая отрасль городского
хозяйства, а многие из новых фонтанов
оформляются не то что величавыми надписями,
а целыми триумфальными арками (Аква
Паола и Треви, к примеру).
Общей программой для конкурса на
фонтан Четырех рек было создать эффектный
пьедестал для символизирующего триумф
христианства обелиска (украшавшего некогда цирк Максенция),
изобразив четыре реки,
по одной с известных тогда частей света:
Дунай (с воздетыми к обелиску руками),
Нил (с закрытой головой, поскольку истоки
реки оставались тайной), Ганг (у Бернини –
наиболее спокойный персонаж с веслом)
и Рио-делла-Плата (испуганного вида негр
с золотыми монетами). Но, как подлинно
барочная вещь, реализованный Бернини
фонтан предполагает множество возможностей образно-символического прочтения.
Главное, то, что лежит на поверхности –
прославление папы и его рода (голубь с
оливковой ветвью из герба Памфили венчает
обелиск),но удивительно, насколько глубоко
и небанально эта задача решается. По книге
Бытия, главная река мироздания текла в
Эдеме, за его пределами распадаясь на четыре
самостоятельные реки, питающие вселенную.
Выходит, реки – это единственная связь
человечества с земным раем. Вход туда в
любом случае охраняет пламя ангельского
меча, но образ первозданной природы Эдема
способна донести струящаяся оттуда вода.
С другой стороны, четверичность рек,
соотносимая со сторонами света, была
символом универсальности, всемирности.
Ночной вид площади
Навона с фонтанами
И вот в этом-то духе вещает фонтан на
Пьяцца Навона: «Здесь – центр мироздания,
новый Эдем, откуда в концы вселенной течет
истинное учение; здесь тот, кому поручено
пасти овец Христовых на всех известных
континентах, возрождая их водою и Духом ».
Вода, разумеется, главный персонаж
в этом риторическом «действе», но достоин
примечания образ, избранный Бернини для
«твердой» ипостаси природы. Это не просто
скала, камень-Петр, на котором утверждена
Церковь-обелиск, но и грот, в котором
обитают тоже символичные, но совсем уж
неожиданно воспринимаемые животные,
и почва для травертиновой пальмы. То есть
этот относительно скромных размеров каменный взрыв оборачивается в конце концов
картинкой мироздания, взятого не само
по себе, а как система аллегорий и смыслов.
Это опять-таки очень по-барочному.
Мы имеем здесь гиперболизированный
случай такого родственного эпохе понятия,
как эмблема. Конечно, фонтан изображает
природу, но изображает он ее как некое
условное целое: пальма – это не конкретная
пальма, а растительность вообще, скала –
это не определенная скала, а вся твердь
земная и т.д. Первоочередным способом
наиболее убедительным и риторическим
образом совместить эмблематичность,
архитектуру и (если понадобится) природу
для барокко была сценография, причем не
только узкотеатральная. Но в любом
сценографическом произведении барокко,
во-первых, присутствовал момент игры,
момент «понарошку», а затем – и условная
преувеличенность. Театральный, декорационный,
игровой характер фонтана Четырех
рек, взрывающего «стадион» площади
подобно эффектному сценическому приспособлению,
был для его автора вполне
очевиден. Кто-то из его друзей вспоминал, что
когда, уже на склоне лет, Бернини проезжал
как-то раз в экипаже мимо своего детища,
он закрыл шторку на окне и прошептал:
«Как же мне стыдно...» Оснований стыдиться
непрофессионализма или бездарности у него
было весьма мало, так что остается предположить,
что его не устраивали ирония и эфемерность, нет-нет да и сквозящие из-под столь
серьезной и глубокомысленной на первый
взгляд «оболочки» фонтана. Но вряд ли им
причиной особенности берниниевского гения.
Скорее, это порождения эпохи, в которую
живой и явный «кусочек» природы, кусочек
Рая воспринимался полноценно лишь
в контексте всеобъемлющей, динамично-взрывной и причудливо-драматургически
выражаемой рефлексии.
Сергей Ходнев
<<вернуться
вверх
|
|
|