приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Взрыв 
Фонтан Четырех рек Бернини на площади Навона в Риме
IV-MMII - 27.07.2002


Перспектива площади Навона с юга, от Фонтана Мавра.
Слева – церковь Святой Агнессы работы Борромини

Через тринадцать-четырнадцать столетий Управление вод и фонтанов, официально находящееся под патронажем папы,– приоритетнейшая отрасль городского хозяйства, а многие из новых фонтанов оформляются не то что величавыми надписями, а целыми триумфальными арками (Аква Паола и Треви, к примеру). Общей программой для конкурса на фонтан Четырех рек было создать эффектный пьедестал для символизирующего триумф христианства обелиска (украшавшего некогда цирк Максенция), изобразив четыре реки, по одной с известных тогда частей света: Дунай (с воздетыми к обелиску руками), Нил (с закрытой головой, поскольку истоки реки оставались тайной), Ганг (у Бернини – наиболее спокойный персонаж с веслом) и Рио-делла-Плата (испуганного вида негр с золотыми монетами). Но, как подлинно барочная вещь, реализованный Бернини фонтан предполагает множество возможностей образно-символического прочтения. Главное, то, что лежит на поверхности – прославление папы и его рода (голубь с оливковой ветвью из герба Памфили венчает обелиск),но удивительно, насколько глубоко и небанально эта задача решается. По книге Бытия, главная река мироздания текла в Эдеме, за его пределами распадаясь на четыре самостоятельные реки, питающие вселенную. Выходит, реки – это единственная связь человечества с земным раем. Вход туда в любом случае охраняет пламя ангельского меча, но образ первозданной природы Эдема способна донести струящаяся оттуда вода. С другой стороны, четверичность рек, соотносимая со сторонами света, была символом универсальности, всемирности.



Ночной вид площади Навона с фонтанами

И вот в этом-то духе вещает фонтан на Пьяцца Навона: «Здесь – центр мироздания, новый Эдем, откуда в концы вселенной течет истинное учение; здесь тот, кому поручено пасти овец Христовых на всех известных континентах, возрождая их водою и Духом ». Вода, разумеется, главный персонаж в этом риторическом «действе», но достоин примечания образ, избранный Бернини для «твердой» ипостаси природы. Это не просто скала, камень-Петр, на котором утверждена Церковь-обелиск, но и грот, в котором обитают тоже символичные, но совсем уж неожиданно воспринимаемые животные, и почва для травертиновой пальмы. То есть этот относительно скромных размеров каменный взрыв оборачивается в конце концов картинкой мироздания, взятого не само по себе, а как система аллегорий и смыслов. Это опять-таки очень по-барочному. Мы имеем здесь гиперболизированный случай такого родственного эпохе понятия, как эмблема. Конечно, фонтан изображает природу, но изображает он ее как некое условное целое: пальма – это не конкретная пальма, а растительность вообще, скала – это не определенная скала, а вся твердь земная и т.д. Первоочередным способом наиболее убедительным и риторическим образом совместить эмблематичность, архитектуру и (если понадобится) природу для барокко была сценография, причем не только узкотеатральная. Но в любом сценографическом произведении барокко, во-первых, присутствовал момент игры, момент «понарошку», а затем – и условная преувеличенность. Театральный, декорационный, игровой характер фонтана Четырех рек, взрывающего «стадион» площади подобно эффектному сценическому приспособлению, был для его автора вполне очевиден. Кто-то из его друзей вспоминал, что когда, уже на склоне лет, Бернини проезжал как-то раз в экипаже мимо своего детища, он закрыл шторку на окне и прошептал: «Как же мне стыдно...» Оснований стыдиться непрофессионализма или бездарности у него было весьма мало, так что остается предположить, что его не устраивали ирония и эфемерность, нет-нет да и сквозящие из-под столь серьезной и глубокомысленной на первый взгляд «оболочки» фонтана. Но вряд ли им причиной особенности берниниевского гения. Скорее, это порождения эпохи, в которую живой и явный «кусочек» природы, кусочек Рая воспринимался полноценно лишь в контексте всеобъемлющей, динамично-взрывной и причудливо-драматургически выражаемой рефлексии. 


Сергей Ходнев

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Бывшее место человека.

   

  Ответ / Случайные связи

   

27.07.2002 IV-MMII
Евгения Микулина
Нарыв. Грот Ренессанса

   

27.07.2002 IV-MMII
Сергей Ходнев 
Взрыв. «Фонтан Четырех Рек» на площади Навона в Риме

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Разрыв. Колоннада Аполлона в Павловске

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин 
Обрыв. Дворец и Большой хаос в Алупке

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Срыв. Дом Городецкого в Киеве

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Прорыв. Дом Фрея II

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна