|
|
Взрыв
Фонтан Четырех рек Бернини
на площади Навона в Риме
IV-MMII - 27.07.2002
Вид площади Навона
с птичьего полета
К оформлению дворца и новой церкви Сант
Аньезе ин Агоне привлекли новую архитектурную звезду – Борромини.
Но папа хотел пойти
в прославлении себя и своего рода дальше,
возмечтав устроить посреди площади большой
фонтан с обелиском. Объявили конкурс,
исключив Бернини из участников. Выручил
его друг – князь Людовизи, женатый на
племяннице Иннокентия X. Ему удалось
уговорить тиароносного родственника
рассмотреть предложения Бернини, которые
папе так понравились, что уже почти победивший Борромини был вынужден уступить вновь
оседлавшему колесо Фортуны сопернику,
в 1648 – 1651 гг. благополучно реализовавшему
в травертине свой проект.
Римские остряки, пристально изучавшие как
произведения именитых зодчих города, так
и перипетии их судеб, долго судачили потом
о том, что своим фонтаном Бернини-де
вдоволь поиздевался над Борромини. Дескать,
один из речных богов закрыл голову
потому, что у него сил нет смотреть на борроминиевскую церковь,
а другой в ужасе воздел
руки, потому что опасается, как бы фасад
храма не обрушился на него. Шутка, однако,
не вполне объективна, поскольку на момент
работы над фонтаном церковь Сант Аньезе
еще не была закончена.
Лоренцо Бернини.
Терракотовый эскиз
статуй центральной
группы
Вообще, у Рима особое отношение к
фонтанам – части природы,покоренной
законам города. Фонтан, нимфей, источник –
все это лица системы водоснабжения, которая
в Вечном городе так же своеобразна и
индивидуальна, как колодцы венецианских
двориков или подземные цистерны Константинополя.
Вокруг водоснабжения Рима еще
в императорский период появилась некоторая
непрактичная и даже мистическая дымка.
Помимо общественных водоемов и терм вода
щедро и впустую лилась в сотнях и тысячах
водометов, которые порой слишком явно
исполняли не свою оригинальную функцию
источника воды, а декоративную или
демонстрационную роль. Всяческие ремонтно-восстановительные работы в области
водопровода отмечались по меньшей мере
мемориальными досками, прославляющими
личную инициативу Цезаря: именно на его
фигуре символически замыкалось дело
покорения природы и приведения ее в подчинение городским обывателям.
Властители христианского Рима,
унаследовавшие от императоров титул
Великого Понтифика, унаследовали и эту
символическую миссию. В IV веке папа Дамас
осушает Ватиканский холм, выведя подземные источники (как показывает опыт
Бернини – не до конца) к новому фонтану,
и сочиняет приличную случаю торжественную эпиграмму.
<<вернутьсядалее>>
вверх
|
|
|