|
|
Нарыв
Грот Ренессанса
IV-MMII - 27.07.2002
Джамболонья. Аллегория
Аппеннин в саду виллы
Пратолино во Флоренции.
1579 – 1580
Казалось бы, нет более возвышенно-математического представления о природе,
чем в
эпоху Ренессанса. Природа как произведение
Господа, выстроенное по неоплатоническим
пропорциям ясности, сообразности и гармонии.
Вот уж где, казалось бы, нет и не может
быть никакой случайности, непредсказуемости и дисгармонии.
И однако же, когда мы обращаемся от
концепта природы к реальности работы с ней,
мы обнаруживаем гораздо более сложную
картину. Ренеcсанс создал тип новоевропейского сада – правильного,
ясного и гармоничного. Но внутрь этого сада включил прямо
противоположные по смыслу образы.
Композиционная схема ренессансного
сада дуалистична: строгая ясность стриженого партера всегда противопоставлена живописной дикости свободно растущей рощи,
в которой прячется монструозная статуя
какого-нибудь мифологического существа.
1.
Томазо Франчини.
Грот
Орфея в Сен-Жермен-ан-Лэ. 1594 –1597
2.
Джамболонья и ученики.
Грот с животными из
мрамора и пессчаника
в саду виллы Медичи ди
Кастелло во Флоренции
Эти участки нагружены насыщенной метафорической программой.
Они создаются
«по мотивам» античной поэзии и в картине
мира, которую изображает сад Возрождения,
играют, собственно, роль природы, «внутри
себя» тоже контрастной. В принципе эти
уголки – пасторальная Аркадия, но в ней
все перемешано: под сенью благоухающего
лаврового дерева (которое когда-то было
прекрасной Дафной) прячется наглый, циничный сатир,
а в изумрудно-зеленой траве
притаилась змея, поджидающая Персефону.
В этом мире реконструкции греческой
мифологии едва ли не самая важная деталь –
пещера или грот. В темном, влажном,
поросшем мхом скальном проеме может
скрываться и грозный циклоп Полифем,
и обольстительная нимфа Калипсо; здесь коза
выкармливает маленького Зевса, а младенец
Геракл душит змей. Здесь отдыхает Венера
в окружении нимф, отсюда выползает Пифонская гидра.
Это место приюта и угрозы,
отдохновения и тревог, единственное, в
котором, на той или иной стадии своего жизненного пути,
оказываются все персонажи
мифологической истории. Грот – квинтэссенция ренессансной реконструктивной реальности,
«место, где обитает душа» этого поэтического,
насыщенного образностью мира. Если
«дикая» природа в ренессансном саду –
символ необузданной, неуправляемой и свободной стихии,
противопоставленной миру
порядка, то грот – тот мистический портал
в иную реальность, откуда выходит самый
дух этой парадоксальной, хтонической силы.
далее>>
вверх
|
|
|