приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Нарыв 
Грот Ренессанса
IV-MMII - 27.07.2002




Джамболонья. Аллегория Аппеннин в саду виллы Пратолино во Флоренции. 
1579 – 1580

Казалось бы, нет более возвышенно-математического представления о природе, чем в эпоху Ренессанса. Природа как произведение Господа, выстроенное по неоплатоническим пропорциям ясности, сообразности и гармонии. Вот уж где, казалось бы, нет и не может быть никакой случайности, непредсказуемости и дисгармонии. И однако же, когда мы обращаемся от концепта природы к реальности работы с ней, мы обнаруживаем гораздо более сложную картину. Ренеcсанс создал тип новоевропейского сада – правильного, ясного и гармоничного. Но внутрь этого сада включил прямо противоположные по смыслу образы. Композиционная схема ренессансного сада дуалистична: строгая ясность стриженого партера всегда противопоставлена живописной дикости свободно растущей рощи, в которой прячется монструозная статуя какого-нибудь мифологического существа.


1. Томазо Франчини. 
Грот Орфея в Сен-Жермен-ан-Лэ. 1594 –1597 
2. Джамболонья и ученики. 
Грот с животными из мрамора и пессчаника в саду виллы Медичи ди Кастелло во Флоренции

Эти участки нагружены насыщенной метафорической программой. Они создаются «по мотивам» античной поэзии и в картине мира, которую изображает сад Возрождения, играют, собственно, роль природы, «внутри себя» тоже контрастной. В принципе эти уголки – пасторальная Аркадия, но в ней все перемешано: под сенью благоухающего лаврового дерева (которое когда-то было прекрасной Дафной) прячется наглый, циничный сатир, а в изумрудно-зеленой траве притаилась змея, поджидающая Персефону. В этом мире реконструкции греческой мифологии едва ли не самая важная деталь – пещера или грот. В темном, влажном, поросшем мхом скальном проеме может скрываться и грозный циклоп Полифем, и обольстительная нимфа Калипсо; здесь коза выкармливает маленького Зевса, а младенец Геракл душит змей. Здесь отдыхает Венера в окружении нимф, отсюда выползает Пифонская гидра. Это место приюта и угрозы, отдохновения и тревог, единственное, в котором, на той или иной стадии своего жизненного пути, оказываются все персонажи мифологической истории. Грот – квинтэссенция ренессансной реконструктивной реальности, «место, где обитает душа» этого поэтического, насыщенного образностью мира. Если «дикая» природа в ренессансном саду – символ необузданной, неуправляемой и свободной стихии, противопоставленной миру порядка, то грот – тот мистический портал в иную реальность, откуда выходит самый дух этой парадоксальной, хтонической силы.

 далее>>

вверх

 Ответ

   
 

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Бывшее место человека.

   

  Ответ / Случайные связи

   

27.07.2002 IV-MMII
Евгения Микулина
Нарыв. Грот Ренессанса

   

27.07.2002 IV-MMII
Сергей Ходнев 
Взрыв. «Фонтан Четырех Рек» на площади Навона в Риме

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Разрыв. Колоннада Аполлона в Павловске

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин 
Обрыв. Дворец и Большой хаос в Алупке

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Срыв. Дом Городецкого в Киеве

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Прорыв. Дом Фрея II

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна