|
|
Прорыв
Дом Фрея II
IV-MMII - 27.07.2002
Общий вид дома
со стороны террасы.
Хрупкое на вид сооружение окружено калифорнийскими скалами
Как жилой дом сливается с природой в наших
мечтах? В его окна смотрят сосны (или липы),
а может быть, его каменные (или кирпичные)
стены обвивает плющ. Ну, быть может, пруд
где-то рядом с верандой, или во дворике пихта
растет.
План
Но уж никак не над родным болотом
должно стоять наше убежище от суеты, и совсем уж нельзя представить того,
чтобы сбоку
в нашу избу заглядывал бурый бок глинистого холма Клинско-Дмитровской гряды.
В модернистский дом
архитектора Альберта
Фрея в Калифорнии
вторглась скала. Или он
сам пригласил ее в гости?
А тут на склоне коричневых бесплодных
скал с редкими кустиками травы между
отдельными глыбами поставлен некий объем
с металлической кровлей, скат которой
повторяет линию наклона скал. Окон в доме
нет, потому что все стены стеклянные, опор
тоже почти не видно, потому что они из
металла и довольно тонкие. Такой вот
модернистский экзерсис на тему одновременной слитности с пейзажем и открытости в
него. Дом построен американским архитектором Альбертом Фреем (Albert Frey)для себя,
это его второй собственный дом и, видимо,
более любимый. Если так, то стоит присмотреться к нему повнимательней.
И тогда сразу
же станет ясно, что главное в доме – не
элегические виды на находящийся в долине
город Палм-Спрингс, ставший для Фрея
второй родиной.
Вид дома со стороны
города Палм-Спрингс.
Внизу расположена
крытая стоянка для
машин, над ней,
на террасе,– бассейн
В едином пространстве
прозрачного дома, зонирование которого
осуществлено с помощью расстановки мебели
и легких перепадов уровней пола, присутствует и господствует скала.
Здоровенный шмат
калифорнийской скалы будто въехал в дом,
навис над кроватью одинокого архитектора
и притулился к его обеденному столу. Стеклянные окна-стены аккуратно примкнули
к бокам этого чудища, но его грубая природа
никак не сгладилась, оно существует само
по себе и внутри, и снаружи. Оно прорвалось
в дом, и не слишком понятно: по своей ли
воле или по желанию чудаковатого зодчего,
решившего его приютить.
Гостиная.
Скала служит
своеобразной ширмой
и с этой стороны кажется
прирученной
Альберт Фрей построил свой Дом II в 1963 году
над Палм-Спрингс в Калифорнии, куда он
приехал еще в 1934-м. До этого была родная
горная Швейцария, где он родился в 1903-м,
и откуда он попал в ученики к великому
швейцарцу – Ле Корбюзье. В команде
Корбюзье Фрей участвовал в проектировании
и постройке таких знаменитых зданий нового
стиля, как вилла Савой под Парижем и Центросоюз в Москве.
Затем что-то (не преследования нацистов, как было с немецкими архитекторами)
бросило его в провинциальную,
но быстро богатеющую Калифорнию, где
архитектор стал пионером модернизма.
Первый дом для себя Фрей выстроил в 1940
году, а спустя двадцать лет он перебрался
в новый. В этом «доме старика» все устроено
для размеренной и спокойной жизни: крытая
стоянка для машины, бассейн над ней, светлое
жилое пространство, изолированная комната
для гостей и виды в разные стороны.
Архитектура дома при этом подчеркнуто
модернистская, даже почти минималистская.
Перетекание пространства
от спальни к гостиной
Узенькие стоечки, такие же балочки,
рифленый металл на крыше, детали скреплены
между собой клеем. И тут эта скала...
Можно указать на множество примеров
соседства жилища и камня: замки вырастают
из скал, пещерные города углубляются в них,
а храмы Каппадокии гнездятся в конусовидных вулканических скалах,
как ласточки.
Но это примеры если не органического, то
хотя бы непротиворечивого соседства.
А в случае с домом Фрея мы видим намеренную покорность зодчего перед гостем,
артистически обыгранную ситуацию вторжения,
прорыва, почти оккупации. Недаром дом
сразу после постройки стал не только примером удачной архитектуры,
но и важнейшим
культурным аттракционом: на склоне живет
архитектор-отшельник, в дом к которому
трудно попасть, а в доме у него скала.
Он работает и спит рядом с ней.
Мне самому трудно понять, что привело
Фрея к этому решению: искреннее желание
пригласить к себе калифорнийскую скалу
или модернистская игра в новое. Но получилось нечто знаменательное:
вместо домашнего
животного и вместе с видами окрестных
долин человек ввел в свое жилище неживую
Природу. Он как бы разрешил этот прорыв
скал и гор Калифорнии в дом иммигранта
и художника.
Владимир Седов
вверх
|
|
|