|
|
Срыв
Дом Городецкого
в Киеве
IV-MMII - 27.07.2002
Дом архитектора
Городецкого в Киеве
наполнен Природой так,
что кажется окаменевшим
зоопарком или даже
террариумом
В престижном буржуазном районе Киева,
в XIX – начале XX века застроенном особняками и солидными доходными домами,
зритель видит странное здание, в котором его
удивляют не объемы и линии, а вырывающееся из этих объемов и линий орнаментальное
оформление. Кажется, что дом пророс, только
в роли побегов выступают не плющ или
лианы, а разнообразные фигуры животного
мира: загадочные звери-драконы, орлы,
олени, рыбы и дельфины. Еще и пугающие
жабы посреди болотных трав – в аттике..
План дома Городецкого
очень разработан, но по
своему характеру типичен
для поздней эклектики
Даже
если путешественник подготовлен к встрече
с этим причудливым объектом, он все же
замирает перед этим каменным зверинцем
в полном недоумении. Ведь непонятно: то ли
это «песнь торжествующей природе», то ли
это «поэма-предупреждение», посвященная
ужасам окружающей человека зоологической
действительности. Для любого зрителя этот
аттракцион получается впечатляющим –
можно просто по-обывательски прийти и
подивиться фантастическим зверям, а можно
по-научному осознать единственность этой
постройки. Подобная изобразительная
бионика если где и встречалась ранее, то
у Гауди в Парке Гюэль, но там выражены
скорее силы ботанические. Есть еще особняк
в Самаре с гигантскими слонами, но это уже
реплика дома Городецкого.
Дача Беляева в Самаре.
1900-е гг.
В пространство
перед дачей в стиле
модерн неожиданно
вторглись слоны
Автором и хозяином этого странного дома был
Лешек Дезыдерий Владислав Городецкий
(1863 –1930), польский дворянин из принадлежавшей России Подолии,
окончивший Петербургскую Академию художеств.
Рядом
с архитектурой в его жизни всегда присутствовала охота:
кроме членства в Императорском
обществе правильной охоты и организаторской
работы в киевском Музее охоты он участвовал
во множестве охотничьих экспедиций. Свой
собственный дом он построил в самый разгар
этих романтических вылазок (1901 –1903),но
главная его экспедиция, в Африку, была еще
впереди. Об этой длительной поездке
(1911 –1912) архитектор написал книгу,
названную «В джунглях Африки: Дневник
охотника» (1914).
|
|
Каменные жабы в аттике
дома. Неужели соседство
с ними было приятно для
архитектора? |
«Тело» дома вполне
традиционно для эклектики или раннего модерна,
но дикая природа в
скульптурах пытается
его разрушить |
Все было бы гораздо
понятнее, если бы это путешествие и эта книга
предшествовали особняку Городецкого: тогда
они могли бы восприниматься как источник
получившихся образов. Но Африка реальная
и книжная была позже, а потому особняк на
Банковской улице является скорее воплощенным в цементе предчувствием романтических
приключений в духе Гумилева («далеко-далеко
на озере Чад») или окаменевшей мечтой,
не заменяющей, а приближающей будущее
удовольствие.
далее>>
вверх
|
|
|