|
|
Срыв
Дом Городецкого
в Киеве
IV-MMII - 27.07.2002
 |
 |
Оживающие полуколонны
гостиной |
Там, где это позволяло
чувство меры Городецкий
делал традиционные
вещи, такие, как эта
печка в стиле рококо.
Но эта печка скорее
является исключением |
Все сказанное касается прежде всего того
взбесившегося декора, который сосредоточен
в верхних частях особняка, встречается в
виде вставок на стенах, в капителях и проникает в интерьер.
Это диковатое («диковатый»
– термин самого Городецкого, примененный
им в отношении собственного особняка)
великолепие форм выполнено по эскизам
Городецкого итальянским скульптором Элиа
Сала, который придал фантазиям архитектора тягостную убедительность и материальность модерна.
Но если отрешиться от навязчивой зоологической тематики и посмотреть
спокойным взглядом, то неожиданно выяснится,
что особняк Городецкого вовсе не так
оригинален, как бионические творения-прозрения Гауди.
В интерьере все намного
мягче, но и тут переплетающиеся цветки массивны
и жизненны настолько,
что напоминают хвосты
наяд в аттике
Это довольно крупный особняк, композиция которого в соответствии с практикой
эклектики состоит из нескольких слепленных воедино разновысотных объемов,
каждый из которых имеет свой фасад, свои
ризалиты и узлы напряжения. Здесь ничего
не вырывается из канонов классицизирующей эклектики:
и упомянутая «всефасадность», и симметрия каждого фасада при
общей асимметрии, и членения участков
фасадов, и вездесущие колонны. Мастеровито
выполненный дом, который какой-нибудь
архитектор-эклектик попросту предложил бы
очистить от «нечисти»; по общему строю он
недалеко ушел от распространенного стиля
неогрек.
По лестнице ходить
можно, но не задевая
хрупкую и одновременно,
агрессивную жизнь на
арках, в перилах и даже
на потолке
Это даже еще не модерн, вернее, это
неогрек, чуть-чуть спрыснутый мотивами
модерна.
Но такой взгляд может быть только у
заядлого скептика: на самом деле животный
мир настолько сильно вторгается в структуру
здания, что превращает его в психоделическое зрелище.
Идя дальше, следует прямо
говорить о мании, зоологической,охотничьей,
бионической – не важно. Ведь когда
говорят о модерне, то всегда упоминают
о растительной или природной основе его
орнаментов и декора в целом: вспоминают все
эти болотные ирисы, асфоделии, набегающие
волны и переплетающиеся лианы.
Ботаническое буйство
на потолке гостиной
Но реально
все эти формы занимают довольно скромное
место, являясь всего лишь декоративными
вставками, а бионические изгибы объемов
никогда не определяют общей композиции,
а только заостряют ее. В случае же с особняком Городецкого сами объемы остаются еще
эклектическими, а декор в духе модерна
приобретает самостоятельное значение,
как наросты, короста, капповые грибы.
Это уже не игра с природой, не имитация
природы, а истерическая тоска по природе,
такое ожидание-предвкушение природы,
которое сродни нервному срыву или может
вызвать нервный срыв. Природа в этом доме
не соответствует самому дому, его стилю,
его объемам – она случайна. Композиция,
объемы развиваются логично и согласованно,
а природа хаотична и непредсказуема, как
поведение настоящей жабы, запрыгнувшей
на аттик.
Владимир Седов
<<вернуться
вверх
|
 |
|