приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Бывшее место человека. Григорий Ревзин
IV-MMII - 27.07.2002

3.
В истории сменилось множество структур сознания и, соответственно, картин природы, которыми эти сознания хотели выглядеть. Даже в пределах европейской классики мы обнаруживаем как минимум три принципиально различные картины природы – природа как творение Господа (ренессанс и барокко), природа как механизм (классицизм),природа как организм (романтизм).Все они отразились в структуре архитектурной формы. В классике ренессанса мы найдем открытие таинства божественного промысла (мистика пропорций),классицизму будет присуща известная механистичность ордера (скажем, у Шинкеля),романтизм будет пытаться выразить в архитектуре идею органического роста (свободная планировка).Помимо архитектуры они же отразились и в структуре социального устройства, и в литературе, и в живописи, и так далее. Специфика архитектуры, однако, в том, что она переводит эти метафизические картины во вполне материальные объекты, оказывающиеся в конкретных природных ситуациях, где природа как метафизический принцип сталкивается с реальной природой. Это чрезвычайно важный, можно сказать, ключевой момент. Этот момент столкновения оказывается парадоксальным. Казалось бы – здесь архитектура должна доказывать, что она и природа максимально друг на друга похожи, что они суть одно и то же, и тем самым метафизические построения подтверждаются физическими данными. Происходит же то, чего менее всего ждешь,– не уподобление природе, но, напротив, расподобление с ней. Природа разрывает порядок метафизики. Те памятники, которые мы приводим как ответы Гримшоу, представляют собой ситуации разрыва. Идеальный порядок маньеристических садов Боболи во Флоренции – первого регулярного парка новоевропейского времени – разрывается гротом, в котором нарывают какие-то неведомые хтонические ткани. Идеальная геометрия барочного Рима взрывается фонтанами Бернини. Романтизм предъявляет нам природу как непреодолимый разрыв связанного пространства. Модерн, пожалуй, осуществляет самую последовательную попытку соединиться с природой, что оборачивается тяжелым срывом в иррациональную пошлость. Наконец, модернизм, если допускает присутствие природы, то именно как разрыв связанного рационального порядка. Нарыв, взрыв, обрыв, срыв, разрыв – все это разные версии случайности, разрывающей метафизический порядок. Все это как бы специально создано для того, чтобы продемонстрировать тщету идеи подражания природе – случайность природы деконструирует любой порядок подражания ей. Здесь самое интересное – то, что это «специально создано». В каждом из приводимых примеров природа не просто выросла рядом со строением и деконструирует его порядок. Нет, архитектор специально помещает рядом со своим зданием этот «локус случайности», одновременно предъявляя и порядок подражания природе, и относительность этого порядка. Перед нами система намеренных связей со случайностью. В таком случае оказывается, что случайность природы – не открытие сегодняшней науки, сегодняшней философии, сегодняшней архитектуры. В предъявляемых нами «ответах» каждый раз оказывается, что случайность и непредсказуемость природы есть специально введенный в композицию обертон, который необходим замыслу в целом. 

4.
В.Ахутин (в книге «Понятие «природа» в античности и в Новое время. «Фюсис» и «натура». М.,1988) показал: специфика новоевропейского понимания природы заключается в том, что ее единство обеспечивается ее непознанностью. Невозможно сказать, что общего между, скажем, глазом стрекозы и грозой, почему и то, и другое – природа. Единственное, что их соединяет,– это проект найти в будущем какой-то закон природы, который определяет и то, и другое, и именно его ненайденность обеспечивает соединение. Можно сказать, что природа в таком случае делится на две части – зона познанного закономерного и зона непознанного, закономерность строения которого неизвестна. Я бы сказал, что классическое понимание природы в архитектуре иллюстрирует именно эту базовую интуицию: сама «подражающая природе» архитектура есть зона «разумной», законосообразной природы, физики, соответствующей собственной метафизике, остальное – зона разрыва этих законов.. Соединение упорядоченного и случайного обеспечивает единство природы. Чем отличается эта «классическая» картина от того, что предлагает нам Гримшоу? На первый взгляд, только перераспределением смыслов. Классическая картина предполагает, что разумное и законосообразное расположено по эту сторону познанного, с другой стороны расположена зона случайного и хаотического. Современная, сетевая картина как бы разбрасывает разумное по всему полю. Каждая ячейка обладает своей долей разумного самостоятельного поведения, каждая содержит предсказуемое и непредсказуемое, законосообразное и случайное внутри себя самой. Но из этого перераспределения смыслов следует вот что. В классической картине зона метафизического порядка – она же человеческая. Сознание вообще-то представляет собой принцип, категорию, а не физическое явление, но в классической архитектуре сознание имеет вполне физические характеристики – весит от пятидесяти до ста с лишним килограммов, глядит с высоты в полтора-два метра, предпочитает вертикали и горизонтали случайным пространственным построениям и так далее. Сознание неотделимо от физических характеристик человеческого тела. Пространство метафизики помимо своей законосообразности еще, и даже прежде всего,– человеческое пространство. В структуре Эдема, который создал Гримшоу, этих человеческих характеристик нет. Человек не видит так глаза инсектов – они слишком мелкие. Человек не видит так космические объекты – они слишком крупные. Так их видит кинокамера – глаз, лишенный физических характеристик человека и человеческой моторики. В тектонике фуллеровского купола скелет устроен по образцу хитина насекомых – в ней нет соотношения несущего и несомого – и человек не чувствует эту тектонику своим телом. Центр, который предполагает купольное пространство,– это место, куда должен стать человек, если нет центра, то нет и места. Путь, который предлагает базиликальное построение пространства,– это путь человека, если его нет, то негде и идти. Перед нами архитектура, перемешавшая разум и неразумную природу,– каждый ее элемент отчасти разумен, отчасти случаен. Но в результате нет пространства, которое было бы человеческим. Классика могла говорить о феномене «равнодушной природы»,не имеющей к человеку отношения. Гримшоу предлагает нам феномен «равнодушной архитектуры». Это Эдем, из которого человек не просто изгнан, но изначально не предполагался морфологией этого места. Стремление подражать природе, в сущности, вызвано одним человеческим желанием – слиться с ней, стать ее частью, избавиться от одиночества единственного разумного существа. Стратегия, которую предлагает классика, заключается в том, чтобы произвести это слияние через познание высших законов, которые управляют видимыми случайностями природного хаоса. Стратегия, которая предлагается современностью,– диффузное растворение в природе элементов человеческого сознания с утратой специфичности человеческого облика. Одной из классических добродетелей является dignitas – достоинство человеческого существа. Оно и теряется. Зато обретается достоинство мушиного глаза.

 <<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Бывшее место человека.

   

  Ответ / Случайные связи

   

27.07.2002 IV-MMII
Евгения Микулина
Нарыв. Грот Ренессанса

   

27.07.2002 IV-MMII
Сергей Ходнев 
Взрыв. «Фонтан Четырех Рек» на площади Навона в Риме

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Разрыв. Колоннада Аполлона в Павловске

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин 
Обрыв. Дворец и Большой хаос в Алупке

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Срыв. Дом Городецкого в Киеве

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Прорыв. Дом Фрея II

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна