приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

решетка: Смысл пространства
I.I.T. (Иллинойский технологический институт)
III-MMII - 18.02.2002




Иллинойский технологический институт

Конечной целью его экспериментов была свободная планировка внутреннего пространства, так называемый open space.
Свободно структурированное пространство интерьера без несущих внутренних стен предлагалось им и для частных особняков, и для многоэтажных домов, как, например, проект Адамс Департмент Стор на Фридрихштрассе 1928-1929 годов. Однако свободная планировка в этих двух типах зданий – частном одноэтажном и высотном домах – была организована по-разному.
В первом случае это был горизонтальный параллелепипед с нерасчлененным пространством без промежуточных опор в интерьере, то есть здание-коробочка, в котором плоская плита перекрытия подвешена к горизонтальным фермам «крыши». Во втором случае архитектор предлагал решетку из пересекающихся балок, когда единое внутреннее пространство собирается из равных по размеру ячеек, заданных расстоянием между внутренними опорами и объединенных общими внешними стенами.



Краун-холл.
Южный фасад, разрез и план основного уровня

В берлинском периоде Миса ван дер Роэ его многоэтажные проекты оставались большей частью неосуществленными главным образом из-за нехватки средств. Тем не менее, приступая в 1938 году к проектированию Иллинойского технологического института, архитектор избрал горизонтальный тип конструкции, из вариаций которого (один или несколько этажей)и составлен ансамбль. Но действительно выдающимся достижением было использование здесь «золотого сечения», или гармонического деления – по этому антропометрическому принципу проект рассчитан в обеих вертикальных проекциях.
Помимо гармонического деления фасадов архитектор спроектировал и пространство между зданиями, тот разрыв, gap, который уже как бы и не относится непосредственно к архитектуре. По существу, весь ансамбль в плане представляет собой геометрически правильную решетку, которая в трехмерном измерении заполняется различными по размеру, но соотнесенными друг с другом единицами. Плоская решетка в плане комплекса, включающая и незастроенные зоны, не ощутима на первый взгляд. Но она организует движение и фиксирует важные узловые точки, незаметно наделяя логикой свободное, на первый взгляд, перемещение внутри ансамбля. Отсутствие здесь смысловой доминанты, выделенного центра, придает решетке, положенной на землю, тотальный характер.
Предложенная Мисом схема – оазис упорядоченности и гармонии по отношению к окружающему пространству, который по логике развития должен быть расширен в пределах города – страны – континента. (Тут можно вспомнить аналогичные предложения, выдвинутые Мондрианом относительно своих картин, которые он объяснял как фрагменты бесконечной поверхности.)

Капелла Иллинойского технологического института.
1949 – 1952 гг.

Явное нежелание считаться с существующей архитектурной средой, которое проявилось в этом проекте, доставляло и по сей день доставляет немало проблем американским критикам, пытающимся связать I.I.T. с национальной традицией. Сам архитектор открыто декларировал конфликт с Чикагской школой: «Тот факт, что я живу в Чикаго, не оказал на меня никакого воздействия. Когда я впервые приехал сюда, я немедленно отправился в общежитие института Армор (впоследствии – Иллинойский технологический институт), но, увидев его, почувствовал, что должен просто развернуться и уйти». (Из интервью Catharine Kuh – American Buildings and Their Architects.Oxford University press, New York,Oxford. Vol.5, p.223).
Та конфронтационная позиция, которую провоцирует «идеальный город» I..I.T. по отношению к существующей урбанистической среде, в какой-то мере предвосхищает жаркие дискуссии, которыми сопровождались проекты «ситуационистов» в 1950-е годы. Критики радикального архитектурного модернизма, как, например, Поппер, утверждали неправомерность тотальной планировки (читай: горизонтальной решетки в плане) ввиду того, что человеческая личность сама по себе представляет элемент вариативный и «некондиционный». То есть – «планы, которые чертятся на человеческом сообществе, аморальны и неправомочны». Иллинойский технологический институт – единственный случай подобной оппозиции в творческой биографии Миса ван дер Роэ американского периода. С начала 1950-х годов центральное место в его творчестве занимает иная конструкция, та, с которой ныне принято отождествлять феномен «мисовского» интернационального стиля – высотный дом из стекла и металла. Скелетная конструкция становится самой распространенной вплоть до конца 1970-х годов – даже его работы над масштабными урбанистическими проектами, как Торонто Доминион Центр 1963 –1969 годов, ориентированы на высотное строительство. Горизонтальное зальное пространство в эти годы проектируется архитектором очень редко, и каждый раз несет в себе идею уникальности, как, например, картинная галерея в Берлине – последний проект Миса ван дер Роэ.
Развитие и унификация скелетной схемы знаменует собой утверждение вертикальной пространственной решетки – своего рода «лестницы в небо». Что означает выбор этого типа конструкции, произведенный временем и обществом?
Классический гуманизм с его ориентацией на отдельную личность, следы которого прослеживаются в горизонтальном архитектурном модуле, теряет в случае с небоскребом всякий смысл. Речь тут должна идти о макросистемах, о законах больших чисел, не принимающих в расчет индивидуальность как таковую. С другой стороны, развернутость этой системы в сторону от земли, парение решетки в пустом пространстве без горизонтальных связей с аналогичными вертикалями означает отсутствие всякого намека на всеобщность или эксплицитность у данной модели. Естественным образом получается, что у нее узкий единичный вход и нет демократичного распределения ячеек (строгая этажная последовательность).
Подобную вертикальную структуру можно определить как некую канализированную специфичность, развернутую в сторону от всеобщности – этот принцип применяется, например, во многих системах обучения, когда среднее всеобщее образование аннулируется в пользу очень ранней дифференциации детей по их способностям. Очевидно, что в таком случае горизонтальные связи между отдельными видами знания оказываются впоследствии минимальными.
Жиль Делез сравнивал принцип действия машины капитализма с последовательным производством раскола (или шизофрении). Если представить себе территорию страны, на каждом приватизированном участке которой возведена вертикальная высотная клетка, не имеющая при этом контактов с соседними постройками, это был бы блестящий пример аналогичного шизофренического урбанизма. 

Евгения Кикодзе

 << вернуться

вверх

 Ответ

   
 

18.02.2002 III-MMII
Григорий Ревзин
Есть ли классика на Марсе?

   

  Ответ / За решеткой

   

18.02.2002 III-MMII
Юлия Попова
решетка: Декор плоскости
Баптистерий Сан Джованни

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: Каркас мусора 
Замок Литтл Моретон Холл

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Микулина
решетка: Перспектива природы
Сады Хет Лоо

   

18.02.2002 III-MMII
Сергей Ходнев
решетка: Конструкция власти
Эскориал

   

18.02.2002 III-MMII
Владимир Седов
решетка: План земли 
Петровск

   

18.02.2002 III-MMII
Евгения Кикодзе
решетка: Смысл пространства 
I.I.T.

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна