|
|
Путешествие
Вдадимир Седов
Трапезунд: столица
Понта
XIV-MMV - 31.08.2005

Интерьер Софии Киевской
Храмы времени империи
Подобные местные черты в период существования Трапезундской империи
собрались в каком-то другом порядке и в другом «наборе», так что получилась почти совершенно непохожая на
средневизантийскую архитектуру Понта
местная школа, в которой, конечно,
можно разглядеть родовые понтийские
черты, но они вместе образовали совсем
другое лицо. Памятников времени Трапезундской империи, то есть XIII–XV
веков, не так уж и много: это собор Софии
в пригородном монастыре, сооруженном в середине XIII века при императоре
Мануиле I (1238–1263), храм Филиппа на
окраине старого города, церковь Михаила
Архангела в находящемся примерно в 10
км к западу от Трапезунда приморском
городке Акчаабате и, наконец, колокольня монастыря Софии, сооруженная
уже в начале XV века, при императоре Алексее IV (1417–1429). Есть еще,
конечно, пещерные монастыри где-то
в горах, армянский монастырь в пригороде и целый ряд полуразрушенных
часовенок и церквей в малых городках
в трапезундской округе, но все они не
дополнят ничего нового к тому, что могут
сказать упомянутые четыре здания.

Церковь Евгения. Вид с
севера
Интерьер церкви Евгения

Церковь Евгения
Вид с юго-востока
София в Трапезунде стоит на
окраине и стоит так, что искупает все
неудобства поиска других храмов в грязноватых и тесных бетонных кварталах:
храм поставлен над обрывом к морю,
среди зеленой площадки, выделенной
стенами, отгораживающими место монастыря от суеты окрестностей, от моря,
которое все равно видно почти с каждой
точки, от недалеких гор. Монастырская
церковь Софии принадлежит к редкому
для Трапезунда типу храмов на четырех
колонках: в иллюзионистском несении
купола четырьмя тонкими и по-видимому хрупкими колонками мастера
подражают константинопольской, а не
местной традиции. Помимо этого необычного типа, привнесенного с византийского
запада, все остальные формы тоже не
ограничиваются только трапезундскими,
хотя таких довольно много: форма абсид,
окон, барабана, серии узких подпружных
арочек под ним. Но есть здесь и необычные три притвора, вместе образующие
подобие крестообразной композиции.
При взгляде на эти пониженные выступы
понимаешь, что подобные композиции
с тремя притворами в русских храмах
конца XII – начала XIII века – в церкви
Михаила Архангела в Смоленске,
в Рождественском соборе в Суздале
и в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском – и притворы Трапезунда имеют,
вероятно, общий источник в византийской архитектуре.

Монастырь Св. Софии
Вид с моря

Общий вид монастырского
храма Св. Софии
Совершенно особый характер отличает ряд ниш в этих притворах: они
выполнены с применением сталактитов и других мотивов,
характерных для
мусульманской архитектуры. Эти ниши
говорят о проникновении форм архитектуры турок-сельджуков и свидетельствуют
о пограничном положении культуры Трапезундской империи.
<<вернуться
далее>>
|
 |
|