приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Вдадимир Седов 
Трапезунд: столица Понта 
XIV-MMV - 31.08.2005

Интерьер Софии Киевской

Храмы времени империи

Подобные местные черты в период существования Трапезундской империи собрались в каком-то другом порядке и в другом «наборе», так что получилась почти совершенно непохожая на средневизантийскую архитектуру Понта местная школа, в которой, конечно, можно разглядеть родовые понтийские черты, но они вместе образовали совсем другое лицо. Памятников времени Трапезундской империи, то есть XIII–XV веков, не так уж и много: это собор Софии в пригородном монастыре, сооруженном в середине XIII века при императоре Мануиле I (1238–1263), храм Филиппа на окраине старого города, церковь Михаила Архангела в находящемся примерно в 10 км к западу от Трапезунда приморском городке Акчаабате и, наконец, колокольня монастыря Софии, сооруженная уже в начале XV века, при императоре Алексее IV (1417–1429). Есть еще, конечно, пещерные монастыри где-то в горах, армянский монастырь в пригороде и целый ряд полуразрушенных часовенок и церквей в малых городках в трапезундской округе, но все они не дополнят ничего нового к тому, что могут сказать упомянутые четыре здания.

Церковь Евгения. Вид с севера 
Интерьер церкви Евгения

Церковь Евгения 
Вид с юго-востока

София в Трапезунде стоит на окраине и стоит так, что искупает все неудобства поиска других храмов в грязноватых и тесных бетонных кварталах: храм поставлен над обрывом к морю, среди зеленой площадки, выделенной стенами, отгораживающими место монастыря от суеты окрестностей, от моря, которое все равно видно почти с каждой точки, от недалеких гор. Монастырская церковь Софии принадлежит к редкому для Трапезунда типу храмов на четырех колонках: в иллюзионистском несении купола четырьмя тонкими и по-видимому хрупкими колонками мастера подражают константинопольской, а не местной традиции. Помимо этого необычного типа, привнесенного с византийского запада, все остальные формы тоже не ограничиваются только трапезундскими, хотя таких довольно много: форма абсид, окон, барабана, серии узких подпружных арочек под ним. Но есть здесь и необычные три притвора, вместе образующие подобие крестообразной композиции. При взгляде на эти пониженные выступы понимаешь, что подобные композиции с тремя притворами в русских храмах конца XII – начала XIII века – в церкви Михаила Архангела в Смоленске, в Рождественском соборе в Суздале и в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском – и притворы Трапезунда имеют, вероятно, общий источник в византийской архитектуре.

Монастырь Св. Софии 
Вид с моря

Общий вид монастырского храма Св. Софии

Совершенно особый характер отличает ряд ниш в этих притворах: они выполнены с применением сталактитов и других мотивов, характерных для мусульманской архитектуры. Эти ниши говорят о проникновении форм архитектуры турок-сельджуков и свидетельствуют о пограничном положении культуры Трапезундской империи.

<<вернуться       далее>>

вверх

 Архив

     

31.08.2005 XIV-MMV
Вдадимир Седов
Трапезунд: столица Понта

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна