приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Путешествие

Григорий Ревзин
Подписи к фото Мария Аметова
Азиатский берег
VIII-MMIII - 04.11.2003

 

Афродисиас
Пропилеи. Возведены в первой половине II в. н. э. В римский период в карийском городе Афродисиас расцвела школа утонченной декоративной скульптуры. Руины Афродисиаса передают облик города I - II вв. (храм Афродиты, стадион, агора, одейон, термы Адриана, театр). О византийском присутствии в Афродисиасе напоминает трехлепестковая церковь

В Трое смотреть нечего, если только вы не археолог, и вид взрезанных холмов не вызывает в вас профессионального зуда. Взрез тоже неинтересный – по сравнению с пастозными и пахучими слоями Новгорода, где стратиграфия напоминает торт «Прага», высушенная пыль 22 веков Трои выглядит какао-порошком в прозрачной банке, какой выставляли в детстве на витрину в кондитерских отделах. Для компенсации досады, что приехал зря, в Трое выстроен большой троянский конь из вагонки, в который можно залезть, как в «Мрию» в ЦПКиО, но взрослым это мало помогает справиться с разочарованием. Единственно опознаваемое сооружение – крошечный римский театрик II века.

Меня там встретили старшеклассники, они сидели в ряд и сосредоточенно смотрели на сцену. Девушка в элегантном сером пальто и серой же косынке (форма мусульманских лицеев), чуть запыхиваясь и от значимости, и от сладости момента, читала одноклассникам Гомера. Это был ее триумф. Не ее голос разносился над древними холмами – Гомер звучал над Троей. По-турецки. «О, кирдык-перетык-пык Приам-паша. // Элестыр-дыр-хилистыр Ахилл-ага.// Абисты-херез-бок-бок Одисей-башка».

Вопреки наглядному доказательству преемственности турецкой цивилизации от античности, оно производило обратное действие, заостряя абсурдность этой преемственности. В Турции античность дарит советским ощущением встречи с памятником, когда в принципе знаешь, что наследие это всемирное, однако ж чувствуешь, что в большей степени – твое, до такой степени остальным оно чужое. Главное здесь – одиночество. Если по Акрополю в Афинах ходишь, как в метро в час пик, а Помпеи производят впечатление Тверской, то здесь города пусты.

И это именно города, а не отдельные памятники. Памятников тут множество, но помимо того, здесь есть ощущение наслоения разных эпох и культур, которые делают город городом. В принципе, таких слоев пять – греки до Александра Великого и после, римляне, византийцы и археологи XIX-ХХ веков, но первые два слоя сливаются друг с другом.

Приена
Руины храма Афины Полиады, построенного по проекту архитектора Пифея в IV в. до н.э. Часть здания находится сейчас в Берлине. Архаическая Приена была разрушена персами в конце VI в. до н.э. В IV в. до н.э. город был вновь отстроен по «системе Гипподама». Атмосферу эллинистического города сохраняют дошедшие до нашего времени руины жилых кварталов с фрагментами дорог и улиц. Развалины Приены дают полное представление об инфраструктуре античного города: помимо жилых домов, храмов и теменосов, здесь можно найти (в археологическом состоянии) агору, гимнасий, стадион, театр и крепостные укрепления с воротами

Греки

Азиатский берег Эгейского моря – так или иначе антипод Европы, здесь все должно быть наоборот, и подвоха ждешь постоянно. Его нет, за исключением, быть может, обратного отношения греков и римлян. Оттуда, из Европы греки кажутся изнеженными дважды, сначала как ионийцы в сравнении с дорийцами, потом как греки в сравнении с римлянами. Веришь и греческим, и римским авторам, ожидаешь, что здесь в соседстве с персами греки предстанут какими-то особенно возлежащими и расслабленно изысканными. Хотя, казалось бы, заранее можно было понять, что какая же изнеженность от Востока?

Греков здесь ощущаешь скорее как мифологических героев, которые оставили не здания, а архитектурные мифы. Храм Артемиды в Эфесе сжег Герострат, мавзолей в Галикарнасе рухнул – два из семи «чудес света», находившиеся друг от друга в 300 км. Но если мифы становятся явью, они страшат.

Как выглядел храм Артемиды, можно представить себе по храму Аполлона в Дидимах. У него сложная строительная история, то, что мы видим в итоге – брошенные в спешке от наступления христианства римские руины, но замысел греков и план совпадает с Эфесом. Это чудовищно грандиозное сооружение, Парфенон рядом с ним – изящная вещица. Колонны тут предполагают возможность кругового обхода, и идти довольно долго. По Геродоту, первые дары Дидимам принесли египетские цари Нехо и Амавис – это не греческий храм, это египетская пирамида в форме греческого храма. Восток это не изысканность и расслабленность, это чудовищность масштаба. Римляне здесь попытались навести хотя бы видимость цивилизованности, украсив колонны орнаментами, венками, и сначала думаешь, что это вышивание крестиком по пирамиде не делает ее более человечной.

Дидимы
Святилище Аполлона близ Милета.
Эллинистическо-римские руины гигантского диптериального храма.
Вид с северо-востока

Дидимейон – единственный из трех знаменитых ионийских диптеров (Герайон на острове Самос, Артемиссион в Эфесе), дошедший до нашего времени. То, что мы видим сегодня, так называемый Дидимейон II, храм, сооруженный на месте архаического диптера, разграбленного и сожженного во время греко-персидских войн. К восстановлению святилищного комплекса смогли приступить лишь в IV в. до н.э. Однако возведение второго диптера было настолько масштабным мероприятием, что продолжалось вплоть до II в.н.э., но и тогда не было закончено.

Храм Аполлона в Дидимах. Панорама гипетральной целлы (неперекрытого двора-адитона). Вид из западной части целлы, с того места, где когда-то размещался наискос (маленький ионийский храмик для культовой статуи бога Аполлона), на восток к монументальному лестничному маршу и трем порталам, соединяющим двор со жреческим залом. Размеры и типология дидимского храма указывают на воздействие египетских, переднеазиатских и эгейских архитектурных традиций. В Средние века в огромном дворе храма были построены две византийские церквушки (не сохранились)

далее>>

вверх

 Архив

     

04.11.2003 VIII-MMIII
Григорий Ревзин
Подписи к фото Мария Аметова
Азиатский берег

     

 Архив раздела

   
XXIX-MMIX
   
XXIV-MMVIII
   
XXIII-MMVIII
   
XXII-MMVII
   
XXI-MMVII
   
XX-MMVI
   
XVIII-MMVI
   
XVII-MMVI
   
XV/XVI-MMV
   
XIV-MMV
   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   

IV-MMII

   

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна